Насадки для споттера своими руками

Насадки для споттера своими руками

Практический каждый может собрать самодельный сварочный споттер, не нужно быть специалистом в области электротехники или механики. Точечная сварка споттером активнее всего применяется при исправлении вмятин на кузовах автомобилей.

Краткое содержимое статьи:

  • Принципиальная схема
  • Необходимые материалы для сборки
  • Изготовление корпуса
  • Комплектующие
  • Рабочий пистолет
  • Самодельный обратный молоток
  • Фото споттера своими руками

Принципиальная схема

Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.

Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.

Необходимые материалы для сборки

  • Сварочный трансформатор;
  • Питающий трансформатор;
  • Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
  • Набор диодов (12В);
  • Тиристор (молоток);
  • Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.

Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор. При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечени которого будет более 350 кв. миллиметров.


Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.

Для этой цели подойдут:

  • Картон или бумага;
  • Лакоткань;
  • Пропитанная парафином ветошь.

Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.

Изготовление корпуса

Первое, за что стоит взяться это за изготовления основы для закрепления самодельного споттера. Для нее лучше выбрать материал на основе диэлектрика. Для изготовления неподходящего корпуса, лучше составить подробный чертеж, и указать расположение основных узлов конструкции.

Хорошим вариантом для корпуса может послужить старая микроволновка или сварочный аппарат. Нужно удалить лишнее оборудование и поместить новое, так, чтобы нагрузка была равномерно распределена по объему короба. Если вы планируете часто перемещать споттер, можно установить колесики на нижней части корпуса.

Комплектующие

Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:

  • Пистолет-манипулятор;
  • Сварочные кабели;
  • Обратный молоток (инопуллер).

Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.

Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.

Рабочий пистолет

Если вы планируете регулярно использовать споттер, то лучшим решением будет приобретение заводского пистолета. Это обуславливается тем, что пистолет является главным рабочим элементом, и будет постоянно подвергаться воздействию высоких токов, а при неисправности может причинить вред человеку, использующему его. Но если применение будет ограниченно частными случаями, вполне возможно изготовить его собственноручно.

Для основы можно взять стандартный клеевой пистолет или манипулятор со старого сварочного аппарата. Нужно изготовить изолированную рукоятку для манипулятора, для этой цели отлично подойдет текстолит, из которого нужно вырезать две симметричные прямоугольные части.

В ручке необходимо установить кронштейн для крепления электрода от рабочего кабеля. Также при желании можно оснастить ручку лампочками, которые будут сигнализировать о наличии напряжения.


Для создания кронштейна идеально подойдет медный пруток. С ним будет соединен электрод от рабочего кабеля, лучше чтобы данный электрод можно было вынимать из устройства, не прибегая к разбору рукоятки.

Самодельный обратный молоток

Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.

Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.

В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.

Простой пуллер для споттера своими руками

Пуллер для споттера: принцип работы, преимущества использования. Изготовление пуллера своими руками. Необходимое оборудование и материалы, этапы выполнения работ.

Споттер представляет собой вытяжное устройство, используемое для исправления геометрии кузова. Прибор благодаря воздействию импульсного тока большой силы присоединяет сваркой к металлу выравниваемой поверхности требуемые приспособления, с помощью которых производятся работы. Это позволяет избежать разборки обшивки, перенося процесс выравнивания наружу. Пуллер для споттера, как и многие другие элементы для работы, можно легко изготовить своими силами, используя подручные материалы и приспособления.

Принцип работы споттера

Пуллер для производства кузовных работ при помощи споттера представляет собой прибор, применяемый для быстрой вытяжки. С помощью него можно качественно и в короткий срок выровнять кузов автомобили и другие деформированные поверхности.

Вытяжной прибор выправляет небольшую площадь металлической поверхности, при этом окружающая вмятину площадь детали остается на своем месте. Если жало споттера просто приварить к деформированному участку, то вверх поднимется и соседнее пространство вместе с ямкой, образуя на кузове вздутие. Пуллер же удерживает окружающую поверхность, вытягивая лишь ту точку, к которой он прикреплен.

Работа выполняется приведением в движение специальных рычагов. Для устранения крупных вмятин применяется ручной выправочный прибор.

Необходимые материалы и оборудование

Устройство пуллера несложное, практически все составные элементы можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Для его изготовления потребуются следующие материалы и оборудование:

  • пистолет для силиконового герметика, использующийся в качестве рукоятки;
  • металлический стержень, требующийся для изготовления штока для пуллера (также можно использовать шток от пистолета для силикона);
  • небольшой кусок металла толщиной около 2 мм, из которого делается конусообразная насадка с размещенным в нижней части кольцом;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Пуллер собирается из заранее выточенных втулок. К приводной оси прикрепляется самодельный наконечник. Он предназначен для вытягивания вмятин кузова автомобиля, опираясь на круглое основание пуллера. Для расширения функциональных возможностей можно изготовить две или три насадки с круглыми основаниями различного диаметра.

Сборка пуллера своими руками

Изготовить самодельный пуллер для кузовных работ проще всего из пистолета для силиконового герметика или клея. Можно использовать как старое приспособление, имеющееся дома, так и приобрести новый в любом строительном магазине.

Главное – при покупке выбирать модель с толстыми рукоятками, так как толщина ручек влияет на удобство работы и продолжительность использования пуллера совместно со споттером.

Порядок изготовления деталей и их последующей сборки следующий.

  1. Разборка пистолета.

С устройства снимается баллон. Демонтируются уплотняющие элементы тубуса и передний ограничитель.

  1. Изготовление колец.

Кольца различного диаметра вырезаются из листового металла толщиной 3 мм. Для экономии материала их очертания можно нанести в одной окружности в сторону уменьшения.

  1. Приваривание металлических квадратов.

На маленькое кольцо с помощью сварки крепятся два квадрата из металлического листа толщиной 3 мм и размером 20х20 мм. В каждом из них заранее следует просверлить по отверстию.

  1. Изготовление упоров.

Упоры различных размеров для установки пуллера на деформированные места кузова изготавливаются из кругов с большими диаметрами. Присоединение их к основной конструкции осуществляется с помощью двух металлических полос толщиной 3 мм и размерами 15х150 мм.

Каждая из полос одним концом приваривается к противолежащим сторонам самого большого кольца, другая сторона под углом 90° заворачивается внутрь конструкции. По краям необходимо просверлить отверстия с диаметром, равным размеру крепежного отверстия самого малого круга. С помощью болтового соединения все элементы собираются в единую конусообразную конструкцию.

  1. Соединение пуллера и споттера.

Изготовленный пуллер прикрепляется к споттеру. Для этого потребуется латунный цилиндр с высверленной на токарном станке серединой. Диаметр отверстия назначается полностью идентичным диаметру штока используемого клеевого пистолета. В боковой части цилиндра высверливается отверстие и наносится резьба, предназначенная для закрепления контакта споттера.

  1. На торце цилиндра надежно закрепляется жало для сварки.

Самостоятельно сделать пуллер для выравнивания кузова при помощи споттера можно также из пассатижей. Для этого потребуются:

  • шток;
  • набор из трех колец для изготовления упора;
  • узкая мощная пружина, предназначенная для обеспечения возврата прижатой рукоятки в исходное положение.
Читайте также  Выпрямитель для сварочного аппарата своими руками

Изготовленный своими руками вытяжной прибор для споттера внешним видом отличается от заводского, выглядит не совсем презентабельно. Но выполняет свои функции не хуже, а по прочности и надежности даже превосходит серийный.

Попробуйте сами собрать пуллер на основе пассатижей или клеевого пистолета. Расскажите, пожалуйста, в комментариях, все ли у вас получилось, что вызвало затруднения.

Обратный молоток и споттер своими руками: подробная инструкция по изготовлению инструмента

Самодельный споттер обратный молоток должен иметь функциональный и эстетически привлекательный корпус – это коробка из пластмассы, металла, дерева. Главное, чтобы у нее была откидная крышка для доступа к внутреннему содержанию: трансформатору, блоку управления, микросхемам, проводам и контактам.

Рихтовщики в кузовном ремонте применяют множество способов правки металла. Вогнутости на больших площадях (капот, крыша) поддаются простому воздействию резиновой киянки с обратной стороны дефекта. Другое дело – неровности на порогах, крыльях, арках. Тут в ход идут иные методы, один из которых – обратный молоток споттер. Готовый инструмент стоит дорого, поэтому умельцы конструируют его самостоятельно.

Что такое споттер

Это современное высокотехнологичное оборудование, ориентированное на точечную сварку тонкого металла. Кузовщики применяют аппаратуру для восстановления первоначальной геометрии гнутого кузова автомобиля.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Прибор работает без привычных электродов: прикосновением к поверхности аппарат выдает сильнейший токовый разряд. Под действием импульса металл расплавляется. Если на конце оборудования надет съемный наконечник обратный молоток, то одновременно с разрядом насадка выправляет вогнутости. Разогрев и остывание в месте соприкосновения происходят одномоментно: металлу тут же придается былая жесткость, и изначальная форма восстанавливается. Так обратный молоток и сварочный аппарат в тандеме создают самое эффективное рихтовальное приспособление.

Аппарат характеризуется двумя параметрами:

  1. Сила тока (А).
  2. Мощность (кВт).

Второй показатель определяет функционал споттера обратного молотка:

  • при стандартной мощности установка выполняет роль споттера;
  • если повысить показатель – это уже оборудование точечной сварки.

Споттер для кузовного ремонта

В зависимости от типа преобразователя электротока, различаются инверторные и трансформаторные споттеры. Если вас интересует изготовление установки, возьмите за основу второй тип преобразователя.

Инструкция по изготовлению своими руками

Ключевое достоинство инструмента – легкость в деле выравнивания гнутых кузовов. Исправление геометрии таким способом обходится дешевле замены и покраски кузовных деталей.

Устройство выглядит так: корпус, из которого выходят два электропровода. Первый – масса, второй присоединяется к пистолету, которым и манипулирует кузовщик.

Как работает оборудование: с авто снимают АКБ, подводят массу к корпусу. К пистолету идет электроток. Нажимая на гашетку, мастер производит электрический разряд. Одновременно молотком обратного действия на панели выбиваются небольшие бугорки – разряд попадает ровно на них. Металл становится толще, приобретает первоначальную форму, а бугорки после процедуры зачищаются.

Зная принцип действий установки, собрать оборудование не трудно.

Схема споттера

Рассмотрите и проработайте представленные электросхемы.

Блок питания на схеме выглядит следующим образом:

Схема блока питания

Вы видите две диагонали: мощность преобразователя тока одной из них выше второй. Поэтому преобразователь (Т1) принимает напряжение после включения оборудования. Ток преобразуется и со вторичной обмотки поступает на конденсатор С1 по диодному мосту. Конденсатор накапливает электроэнергию. Напряжение в преобразователе пропускается, поскольку тиристор закрыт.

Чтобы начать сварку, нужно открыть тиристор. Манипулируя переключателем, отсоедините С1 от зарядки. Подсоедините к цепи тиристора. На его электрод пойдет ток, образованный разрядом конденсатора, и откроет последний.

Комплектующие

Другие необходимые составляющие, чтобы сделать обратный молоток для споттера своими руками:

  • пистолет – рабочая часть оборудования;
  • сварочные кабели – 2 шт.;
  • обратный молоток;
  • 30-амперное реле;
  • диодный мост (можно снять со старого авто);
  • двухпозиционный контрактор;
  • БУ с тиристором.

Следите за совместимостью резьбовых соединений компонентов.

Трансформатор для споттера

Обычно перемотку преобразователя тока доверяют электрикам. Но, имея магнитопровод из меди, ненужные катушки, можно сделать все самостоятельно:

  1. Срежьте боковины катушек, склейте детали, обмотайте тканью, залейте лаком. Чтобы проволока не перегибалась, на углы наклейте картон.
  2. Наматывайте магнитопровод рядам, прокладывая каждый изоляционным материалом: это защитит катушку от межвитковых замыканий.
  3. Сделайте ответвление провода.
  4. Таким же образом проведите вторичную обмотку с ответвлением.
  5. Выведите магнитопровода из катушки.
  6. Пропитайте конструкцию шеллаком.

Трансформатор для споттера

Первичную обмотку присоедините к электросети устройства, вторичную – к выходным зажимам. Учитывая это обстоятельство, рассчитывайте длину выходящих проводов.

Блок управления

В БУ заведите провода, контакты для клавиши «пуск» и других переключателей: регулировки силы тока, времени воздействия электрического импульса на выправляемую поверхность.

Корпус

Самодельный споттер обратный молоток должен иметь функциональный и эстетически привлекательный корпус – это коробка из пластмассы, металла, дерева. Главное, чтобы у нее была откидная крышка для доступа к внутреннему содержанию: трансформатору, блоку управления, микросхемам, проводам и контактам. Снаружи разместите кнопки управления. Не забудьте обработать свой аппарат диэлектрическим материалом.

Подходящий вариант для корпуса – системный блок от компьютера, но есть и другие идеи.

Из аккумулятора

Для работы такого устройства сетевого напряжения не нужно. Вам потребуются старая батарея и втягивающее реле.

Подключение произведите следующим образом:

  • На «минус» подсоедините корпус прерывателя тока и сварочный провод. На конце последнего приварите контакт, предназначенный для крепления к дефектному участку автомобиля.
  • На реле два болта. К одному крепите «плюс» АКБ, к другому – электропровод, который тянется к молотку или пистолету. Длина этого кабеля – до 2,5 м.
  • Также с плюсовой клеммы проведите провод к клавише включения-выключения установки. Длина провода произвольная.

Схематичное изображение споттера из аккумуляторной батареи:

Схема споттера из аккумуляторной батареи

Из бытовой микроволновой печи

Старые микроволновки пригодятся в деле сооружения споттера. Потребуются трансформаторы (2 шт.) и корпус одной печи.

На преобразователи тока намотайте новые вторичные обмотки, иначе силы тока не хватит для мощного разряда.

Все комплектующие соберите по схеме и закрепите на диэлектрическом листе. Поместите конструкцию в корпус микроволновки.

Электрическая схема споттера из микроволновой печи:

Электрическая схема споттера из микроволновой печи

Процесс изготовления

Когда трансформатор, блок управления и корпус готовы, приступите к изготовлению рабочих элементов оборудования.

Сварочный пистолет

Этот компонент споттера называется стаддером. Изготовьте его из пистолета для нанесения клея. Вырежьте два одинаковых прямоугольника из толстого (до 14 мм) текстолита. В одном куске создайте нишу для монтажа электрода (это прут из меди сечением 8-10 мм) и переключателя, подающего разряд. В качестве крепежа изготовьте кронштейн.

Сварочный пистолет прикрепляется к споттеру электрическим проводом: конец последнего проденьте в отверстие кронштейна, зачистите, припаяйте.

Обратный молоток

Возьмите монтажный пистолет для распыления пены. Далее пошагово:

  1. Срежьте пенный баллончик.
  2. На его место приварите к пистолету стойки – 3 прута диаметром до 10 мм.
  3. Согните из остатка того же прута кольцо 100 мм в диаметре, приварите к прутьям.
  4. Обмотайте кольцо изолентой, чтобы оно в процессе выравнивания поверхности не приварилось к ней.
  5. Срежьте изогнутую часть монтажного пистолета, прикрепите электропрвод.

Обратный молоток с точечной сваркой своими руками готов.

Электрод

Под электродом подразумевается не плавкий элемент в привычном виде. В споттере – это насадки или наконечники цилиндрической формы, выполненные из латуни. Насадки используют в зависимости от типа сварочных креплений: шайбы, шпильки, гвозди.

Самые простые формы можно изготовить самостоятельно, сложные – заказать у токаря.

Изготовление пуллера для споттера своими руками

Если вы прочитаете эту статью до конца, то узнаете, как можно реально сэкономить и сделать пуллер для споттера своими руками из «пистолета» для выдавливания герметика, стоимость которого сущие копейки по сравнению с фирменным пуллером.

Еще несколько лет назад, понятие споттер для рихтовщиков и кузовных дел мастеров было незнакомо. Но, прогресс движется вперед и этот чудо-аппарат, позволяющий выпрямить вмятину, не разбирая внутреннюю часть автомобиля, все чаще появляется не только в крупных автосервисах, но и у «гаражников». Зачастую, это самоделки, т.к. платить несколько тысяч рублей за простенький споттер это уже слишком!

Я не исключение, поэтому сделал сам споттер из сварочного трансформатора.
Оказалось, что это не так и сложно. Споттер – споттером, но к нему нужны приспособления для работы. Самым важным (на мой взгляд) является пуллер. Вещь «заморская» в каталоге пишется Pull System, что в переводе на русский язык – вытягивающая система.

Читайте также  Овощерезка своими руками из стиральной машины

Посмотрев в интернете цены на эти приспособления, и прикинув, что на изготовление споттера я потратил меньше денег, решил сделать пуллер самостоятельно. Немного поразмыслив, и покопавшись в закромах среди старого инструмента, обратил внимание на «пистолет для герметика».

В принципе он выполняет ту же функцию только наоборот: пистолет толкает шток, а пуллер тянет. К тому же, второй конец пистолета затягивается внутрь – как раз то, что нужно.

Осталось только с этой стороны приделать конструкцию, чтобы она упиралась в металл, и тянула к себе. Что может быть проще?

Проволока диаметром 6 мм решила все проблемы. У фирменного пуллера две ножки и платформа, в моем случае, это не выход, так как проволока при подтягивании будет изгибаться. Делаю три ножки. Вместо платформы из той же проволоки кольцо – просто обогнул вокруг трубы 100 мм, лишнее обрезал, сварил.

От пистолета отрезал всю переднюю часть (ту, куда ложится туба с герметиком), она больше не потребуется, упор (платформа) варится с противоположной стороны.

От штока отрезал упор и изгиб, проварил (для надежности) механизм подачи.

Конструкцию состыковал и сварил. И вот она — система для вытягивания металла в ремонтной зоне!

В торец штока приварил болт для вкручивания в рукоятку споттера, второй конец заточил «на конус» с диаметром в окончании 3 мм.
Для того, чтобы «кольцо-платформа» не приваривалась вместе со штоком – изолировал её путем обмотки матерчатой изолентой и малярным скотчем.

Вся процедура изготовления заняла минут 40, экономия составила.… Смотрите сами… (фото слева из интернет-магазина).

Моя конструкция работает уже полгода, и ни разу не подводила.
Есть ещё один плюс самодельного пуллера по сравнению с фирменным — шток не отбрасывается, поэтому можно подтянуть металл, и оставить в натянутом положении – при рихтовке это немаловажно.

Дерзайте, у вас все получится.

С уважением, Сергей. Специально для Сам Автомастер.

Добавить комментарий

Добавляя комментарий Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Разделы сайта

  • Техническая документация
  • Ремонт автопластика
  • Автосигнализации и электроника
  • Покупка и продажа автомобиля
  • Автоматическая коробка передач

Блог автомастера

  • Статьи по теме
  • Путешествия
  • Статьи партнеров

Статьи по меткам

Читаем еще по теме

  • Расходники для кузовного ремонта и работы со сваркой. Кузовной ремонт на видео 6.
  • Как сделать гребенку для споттера своими руками.
  • Споттер из сварочного аппарата своими руками.
  • Самодельный силикагелевый фильтр для очистки сжатого воздуха от масла и воды.
  • Инструменты и оборудование для гаражной покраски.
  • Как выбрать сварочный аппарат инвертор для гаража?
  • Как выбрать краскопульт для покраски авто? Основные критерии выбора и покупки.
  • Как выбрать сварочный аппарат для гаража?

Самые читаемые

  • Ремонт и перетяжка передней панели (торпедо) искусственной кожей.
  • Как выбрать краскопульт для покраски авто? Основные критерии выбора и покупки.
  • Как выбрать воздушный поршневой компрессор для гаража.
  • Как вклеить лобовое стекло автомобиля своими руками?
  • Дефекты возникающие при покраске автомобиля

Последние публикации

  • Когда менять тормозные колодки?
  • Автосканер ELM327
  • Неисправность газовой форсунки
  • ГБО для авто с прямым впрыском
  • Автомагнитолы с bluetooth

Заходите на наш форум

  • Карта сайта
  • Реклама на сайте
  • Политика конфиденциальности

2007-2020 © Sam-Avtomaster.com | Копирование запрещено.
Все права защищены. Нарушение преследуется по закону РФ.

Этот веб-сайт использует собственные и сторонние файлы cookie для анализа и улучшения своей работы.

Продолжая просматривать его, вы принимаете правила его использования. Подробнее.

Политика конфиденциальности персональных данных

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую Интернет-сайт «Сам Автомастер», расположенный на доменном имени sam-avtomaster.com, может получить о Пользователе во время использования нашего сайта.

Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту «Сам Автомастер».
Сайт гарантирует, что не приведет к повреждению компьютера Пользователя или заражению его вирусами.

Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем при отправке им электронного сообщения.

Идентификация посетителей

Для просмотра информации на сайте Sam-Avtomaster.com не требуется регистрация с указанием личных данных. Когда Пользователь заходит на наш сайт, никакая личная информация не собирается. Возможно просматривать сайт анонимно.

Электронная почта

Адрес электронной почты, а также почтовый адрес указываемый при заполнении полей формы комментариев, формы заказа и контактной формы не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять комментарии, сообщения электронной почты, оправленные Пользователями на сервере чтобы обрабатывать запросы, отвечать на вопросы и совершенствовать службы сайта.

Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения контактной формы, формы заказа и формы добавления комментариев на сайте и может включать в себя следующую информацию:

  1. ФИО Пользователя;
  2. Адрес электронной почты (e-mail);
  3. Почтовый индекс и адрес;

Куки (Cookie)

Когда Пользователь посещает сайт, на его компьютер отправляются один или несколько файлов cookie.
Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер Пользователя.
Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска или показа рекламы. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Пользователь может полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать некорректно.

Протоколирование

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую браузер Пользователя передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса.

Ссылки

На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.

Изменения в политике конфиденциальности

Администрация сайта вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.

Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте Сам Автомастер, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Все предложения или вопросы по настоящей Политике конфиденциальности следует сообщать Администрации сайта через страницу КОНТАКТЫ.

Как сделать споттер своими руками

Для восстановления геометрии кузова автомобиля и удаления различных вмятин применяются споттеры. Они есть в каждом СТО и автосервисе, занимающемся кузовным ремонтом. Для профессиональной деятельности целесообразно приобрести заводской споттер, отличающийся удобством работы, выносливостью и качеством. Но для рихтовки своего авто можно обойтись самодельным споттером. За его сборку можно браться, если Вы разбираетесь в электротехнике и под рукой есть подходящие комплектующие. Рассмотрим, как сделать самодельный споттер в гараже и что для этого нужно.

В этой статье:

  • Схема и принцип действия
  • Основные составляющие для споттера
  • Делаем споттер из сварочного аппарата
  • Функциональность споттеров серийных моделей
  • Методы работы со споттером

Схема и принцип действия

Вспомним принцип действия споттера, чтобы хорошо понимать, какие элементы потребуются. Аппарат работает бездуговым методом. Электрод от пистолета приставляется к изделию и запускается импульс. В точке контакта возникает повышенное сопротивление, от нагрева которого электрод приваривается к поверхности кузова.

На электротехническом уровне это происходит в такой последовательности:

  1. Первый трансформатор принимает напряжение от сети 220V и понижает вольтаж до безопасного значения. При этом, за счет действия электромагнитной индукции, сила тока возрастает.
  2. Ток с повышенной силой передается на диодный мост, дополненный переключателем и реле.
  3. Напряжение поступает на конденсатор и заряжает его.
  4. Чтобы подать сварочный ток, в схеме споттера задействуют второй трансформатор с тиристором.
  5. Когда реле срабатывает, включается вторая цепь, по которой накопленный заряд из конденсатора передается на тиристор.
  6. Тиристор открывается и впускает напряжение на второй трансформатор.
  7. Электрод приваривается к поверхности.
  8. Конденсатор разряжается, тиристор закрывается и весь цикл повторяется заново.

Чтобы регулировать силу тока, в схеме нужно сопротивление. От его параметров, а также от характеристик конденсатора зависит длина и мощность выдаваемого импульса. Регулировать время подачи сварочного тока можно через микроконтроллер, если добавить его в схему. Тогда получится устанавливать более точные настройки, вместо примерного диапазона 0.1-0.5 с.

Читайте также  Как сделать стусло своими руками

Собрать споттер своими руками можно по простой схеме. Это вариант на 220 V, который подойдет для работы в любом гараже.

Основные составляющие для споттера

Понимая схему работы электроцепи споттера, перейдем к сборке. Для этого понадобятся:

  • корпус, служащий основой;
  • пистолет;
  • обратный молоток;
  • внутренние детали.

    Корпус самодельного споттера

    Сперва найдите основу из диэлектрического материала. Если такого нет, крепите токонесущие части трансформатора и диодов через специальные защитные вставки, чтобы избежать передачи тока на корпус при коротком замыкании. Углы корпуса удобно выполнить из вертикального уголка с полкой 25 мм.

    Верхнюю крышку можно сделать несъемной и прикрепить к ней рукоятку для переноса. Боковые крышки лучше предусмотреть съемными, чтобы было легче добираться к ключевым узлам для ремонта или обслуживания. Стенки корпуса изготовьте из листового металла сечением 0.8-1.0 мм. Его можно покрасить, чтобы самодельный аппарат выглядел более красиво.

    На лицевой стороне требуется два гнезда для установки разъемов силовых кабелей. Кроме них, необходимо разместить:

  • тумблер переключения режимов;
  • диод, показывающий наличие сети 220 V;
  • кнопку включения;
  • вольтметр;
  • амперметр.

    Рабочий пистолет споттера

    Чтобы приваривать к кузову шайбы, шпильки, гребенку и прочие приспособления, необходим пистолет споттера. Проще всего купить готовую версию. Проследите, чтобы разъем подходил по диаметру к вашему самодельному аппарату.

    Чтобы добиться максимальной экономии, можно изготовить пистолет самостоятельно. Используйте корпус клеевого пистолета для плавки клеевых стержней. Разберите его и удалите нагревательный элемент. На стволе предусмотрите цанговый зажим. В него получится вставлять медный электрод-переходник для приварки шайб или даже штангу от обратного молотка. Упрощенная схема и функционал такого пистолета можно посмотреть на фото. Некоторые делают пистолет из корпуса сломанной дрели, шуруповерта.

    Пуллер

    Чтобы плавно вытягивать вмятины, используют пуллер с тянущим действием, рабочая часть которого приварена к поверхности кузова. Для самодельного изготовления пуллера понадобится любой механизм с курком. Это может быть приспособление для фиксации алюминиевых заклепок или монтажный пистолет для выдавливания силикона, акрилового клея. В случае монтажного пистолета обрезают торцевые части на штоке и делают круговой упор.

    Обратный молоток для самодельного споттера

    Изготовить обратный молоток для споттера можно из любого штифта диаметром 10-16 мм. Один торец фиксируется к изолирующей рукоятке и к нему подводится силовой кабель с кнопкой. На втором конце нарезается резьба для накручивания цанги и установки медного электрода. На ось надевается грузик. Достаточно 300-400 г, чтобы воздействовать на тонкий кузовной металл.

    Грузик можно найти готовый, просверлив в нем отверстие. Или сварить вместе несколько толстых прутьев с отверстием внутри, а потом зачистить наружную поверхность. На концах штифта важно установить толстые ограничители, чтобы груз не бил о рукоятку или цангу.

    Нюансы конструкции

    Основой выработки сварочного тока в споттере является трансформатор. Подойдет от неработающей микроволновой печи, но потребуется переделать его вторичную обмотку. Старая обмотка разматывается и удаляется. Вместо нее намотайте три витка медной жилы сечением минимум 50 мм². Это даст на выходе нужный ток для сварки.

    Если под рукой нет испорченной микроволновки, трансформатор можно намотать самому. Используйте Ш-образный сердечник, на который накрутите 200 витков медной жилы сечением 2.5 мм². Вторичная обмотка трансформатора потребует семи витков провода сечением 50 мм². Каждый слой проволоки изолируйте плотной бумагой, покрывая токонесущие части шеллаком. На концах трансформатора не забудьте припаять клеммы, чтобы подключить последующую цепь. Допустимо использовать для «вторички» более толстый провод с меньшим количеством витков.

    Для второго трансформатора жестких требований нет — главное, чтобы он выдавал минимум 12V. Тиристор покупают готовый на радиорынке или заказывают в интернете. Подойдет модель ТПЛ-50 или аналог. Важно, чтобы из сети 220V он мог «вытягивать» не менее 40 А. Тогда на «вторичке» получится сила тока около 1000 А, чего хватит для импульса. Диоды нужны с аналогичными характеристиками.

    Настройка сопротивления выполняется переменным резистором. Ищите модель с величиной от 100 Ом. Для хорошего импульса понадобится конденсатор с емкостью 1000 мкФ. Напряжение устройства должно соответствовать 24-25V.

    Делаем споттер из сварочного аппарата

    По аналогии можно сделать споттер из сварочного трансформатора. Бытовые версии выдают силу тока до 180-200 А. Чтобы ее повысить до 1000 А, нужно переделать вторичную обмотку. Предыдущую удаляют, используя зубило или стамеску. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить изоляцию первичной обмотки.

    При помощи кабеля сечением 50 мм² создают новую вторичную обмотку в количестве семи витков. Если под рукой только провод толщиной 30 мм² (но это совсем для не продолжительных задач), понадобится 10 витков. Это будет трансформатор Т2 на схеме. Остается добавить недостающие детали (конденсатор, диодный мост, резистор) и споттер готов. В случае инвертора изготовление споттера еще проще, поскольку многие элементы в нем уже имеются.

    Функциональность споттеров серийных моделей

    Но, если предстоит большой объем по рихтовке и вытягиванию вмятин на собственном авто, а за услуги мастера платить не хочется (или в городе нет хорошего специалиста), лучше купить заводской споттер. Он обладает большими возможностями и функционалом, чтобы качественно справиться с работой. Для сотрудников СТО или мастеров, оказывающих коммерческие услуги по ремонту кузовов у себя в гараже, выбор тоже очевиден — только серийная модель споттера для профессионального использования. Никакие «самоделки» не выдержат серьезной нагрузки.

    Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

    В отличие от самодельных споттеров, серийные версии обладают повышенной мощностью, благодаря которой можно быстрее выполнять процесс рихтовки кузова или сваривать более толстые заготовки. Если бытовые самодельные модели часто не превышают показатель 1000 А, то серийные споттеры бывают 1500 А и выше. Например, аппарат TELWIN DIGITAL CAR SPOTTER 5500/220 + ACC вырабатывает сварочный ток 4200 А и легко соединяет две заготовки толщиной 1.5+1.5 мм.

    В комплекте с заводскими споттерами поставляются:

  • пистолет;
  • пуллер;
  • обратный молоток;
  • сварочные кабеля;
  • набор шайб, гребенок, шпилек.

    У некоторых версий есть сварочные клещи для контактной сварки, чтобы соединять пороги, сегменты днища автомобиля.

    Управлять споттерами, выпускаемыми серийно легко, поскольку предусмотрены кнопки и световая подсветка включенных режимов. На модели FUBAG TS 3800 кнопки прорезинены и защищают сварщика от поражения электрическим током даже при пробое обмотки. TELWIN DIGITAL PULLER 5500 и другие модели этого производителя наделены крупным ЖК дисплеем и синергетическим управлением. Сварщику достаточно указать толщину металла и оборудование само выставит оптимальный режим. Все значения хорошо видны на экране и их можно корректировать вручную по желанию сварщика.

    Некоторые заводские версии очень компактны, несмотря на вырабатываемую мощность, что позволяет легко перемещаться с ними по большой мастерской. Например FUBAG TS 2600, весит всего 14 кг. Есть серийные споттеры для работы с алюминиевыми частями кузова авто. Обычным оборудованием приварить торец обратного молотка к такому сплаву не получится, а FUBAG TS 7500 ALU справится с такой задачей.

    Источник видео: Frenkitaly welding_experience

    Методы работы со споттером

    Споттером можно вытягивать вмятины на дверях, крыше, капоте, арках авто. Работа ведется одним из следующих способов.

    Пуллером

    Подходит для небольших вмятин-ямочек диаметром 20-30 мм с ровными краями. Опорное кольцо пуллера устанавливается вокруг вдавленного места, центральный стержень подводится к вогнутой поверхности и прихватывается. Затем нажатием на рычаг железо вытягивается. В случае пуллера достаточно одной-двух прихваток, чтобы устранить деформацию.

    Обратным молотком

    Метод подходит для вмятин с ровными краями диаметром 50-60 мм. Кончик молотка прихватывают к поврежденной поверхности и ударом груза вытягивают металл. Процесс повторяют многократно, переставляя кончик молотка, пока деформированное пятно не будет выровнено.

    Пистолетом и обратным молотком через гребенку

    Технология предназначена для исправления крупных повреждений кузова, длинных продольных вмятин. При помощи пистолета к поверхности вдоль линии вогнутости приваривают шайбы, гребенку. Их подцепляют переходником с 5-6 крюками. Воздействуют обратным молотком, сразу вытягивая обширную площадь. После этого участок дорабатывают точечными обратными ударами молотка или пулером.

    Угольным электродом

    Если при повреждении кузова образовались дополнительные ребра жесткости, вытянуть металл обратно до ровного состояния будет сложно. Сперва требуется устранить напряжение металла. Для этого в пистолет вставляют угольный электрод и разогревают место изгиба. После этого продолжают рихтовку вышеописанными способами.