Как сделать лыжи на снегоход своими руками

Как сделать лыжи для снегохода своими руками?

Как известно, существует множество способов разработки самодельных лыж для снегохода. Собственно говоря, лыжа включает в себя основание, амортизирующий элемент, вилку, стержень, ножки звена и сошки для вилки. В некоторых конструкциях для прочности доваривают усилитель и соответственно конек.

Самодельные лыжи можно изготовить из пластиковых накладок. Поэтому, в специализированном магазине покупают расширители, которые крепятся к шасси снегохода за счет самодельного крепления. Например, можно легко сделать самодельный снегоход небольших размеров с пластиковыми лыжами. Почему небольших размеров? – такой снегоход будет весить не много, а значит, нагрузка на лыжи будет минимальная. Эти чудо «машины» представляют собою двигателя с советских мопедов на раме, где вмонтировано сиденье.

Металлические лыжи куда сложнее изготовить и тем более реализовать на снегоходе. Для разработки металлических лыж понадобится:

  • Краска.
  • Болты и саморезы для закрепления всех элементов.
  • Гидравлическая труба.
  • Металлическая труба диаметром 6 мм.
  • Труба из полиэтилена диаметром 85 мм.

Параметры будущей лыжни: длина – 1000 мм; ширина-25 мм. Эти лыжи идеально подойдут как для небольших снегоходов, так и большой техники вроде утилитарных снегоходов. Масса одной лыжни будет достигать около 7 кг. Перед началом основных работ, крайне важно задать форму лыжам. Для этого используют трафарет из картона. Вырезают непосредственно форму, создают изгиб впереди лыжи. Угол изгиба делается на усмотрение будущего владельца этих лыж. Если переборщить с загибом, то лыжня будет не скользить по снегу, а собирать его и тем самым будет происходить торможение техники. Чтобы лыжи не согнулись при первом контакте с камнем или пеньком, по краям приваривается труба. Так называемое ребро жесткости усилит конструкцию. На изгибе труба должна быть приварена строго по контуру. Далее создаем площадку для амортизационной системы. Её монтаж осуществляется болтами к лыжам. Соединение площадки с носовой частью самодельных лыж осуществляется благодаря гидравлической трубе. Таким образом, верхняя составляющая лыжни выполнена.

Нижняя часть будет создаваться с конька. Для этого выполняем крепёж гидравлической трубы в четырех точках. Перед окончательным закреплением, трубу необходимо сжать. После этого выполняем крепеж полиэтиленовой трубы с помощью саморезов. Чтобы труба идеально ложилась на металлическую основу, ее нужно расправить. Для этого будет достаточным её разрезать. Хорошей альтернативой полиэтиленовой трубе может послужить труба из полипропилена. Их применяют при прокладке канализации. Правда, канализационные трубы боятся низких температур. Завершающим этапом является покраска самодельных лыж.

Заводские или самодельные лыжи для снегохода?

Опытные пилоты снегоходов не рекомендует изобретать велосипед, в один голос твердят отдавать предпочтение заводским вариантам. Только в случае недостатка денежных средств или невозможности отыскать определенную модель лыж, нужно разрабатывать свой «вариант» лыж для снегохода. Не нужно быть специалистом, чтобы понимать одну простую вещь – заводские лыжи изготовлены специально для снегохода, разрабатываются опытными инженерами и проходят не одно испытание, которые подтверждают качество конечного изделия. Тем более если снегоход у вас не из дешевых, то лучше в случае поломки стандартных, купить такую же модель лыж в специализированном магазине. Например, не составит труда приобрести лыжи на снегоход «Динго». Но, в конечном итоге выбор за каждым индивидуальный – приобретать в магазине или разрабатывать самодельные лыжи.

Видеоинструкция

Снегоходные лыжи

Лыжи для снегохода ? это как обувь для человека. Они не просто позволяют машине двигаться, но и принимают все удары на себя. Снег ? не только легкий настил, это еще и острый инструмент, нередко скрывающий под собой кочки, пни и валуны. Лыжи для снегохода своими руками могут быть сделаны из различных материалов, оказавшихся под рукой. Они предназначены для того, чтобы выдерживать определенную нагрузку. Для каждой машины она рассчитывается отдельно.

Виды снегоходов и деталей к ним

Прежде чем покупать снегоход или сделать его самостоятельно, важно определиться, какую именно задачу он будет выполнять. Все машины этого типа разделяются на следующие виды:

  • горный;
  • туристический;
  • спортивный;
  • утилитарный;
  • детский;
  • мини-снегоход.

Как правило, различаются они друг от друга не только размером, но и шириной гусеницы, являющейся ведущей. Чаще всего на рынке представлены снегоходы с двумя лыжами впереди, которые крепятся к одной подвеске, она может быть рычажной или свечной. Отличаются они друг от друга следующим образом: рычажная система создана для легкого управления, но в лесу она может сломаться от любого пня, свечная хуже в управлении, но гораздо более устойчива к ударам.

Среди российских снегоходов встречаются модели с одной лыжей впереди и с двумя гусеницами сзади. Такие машины подходят и для езды по трассе, и для маневрирования в лесу. Плохо, что при увеличении скорости они теряют управляемость. Модели различных производителей могут различаться диапазоном ширины и формой.

Заводские детали стандартно производятся из пластика с армированием. Есть также лыжи из металла.
[ads-pc-1]

Как правильно переобуть снегоход

В некоторых случаях у приобретенной машины требуется замена лыж. Это может произойти по нескольким причинам:

  • поломка;
  • модернизация снегохода.

Чаще менять приходится при поломке. При замене в случае поломки можно модернизировать снегоход (или мини-снегоход) с помощью специально подобранных моделей лыж. Для этого необходимо точно знать, какой набор креплений нужен. Не всегда для того, чтобы модернизировать снегоход, требуются новые лыжи. Порой владельцы легко обходятся такими деталями, как накладки (расширители).

Для любой машины можно подобрать свои варианты. Расширители для лыж выпускаются трех видов:

  • для моделей из металла;
  • для моделей из пластика, они имеют желоб вдоль всей поверхности;
  • накладки универсальные.

Подобрать расширители удается не всегда с первого раза. Иногда они не подходят к лыже. Если проблема состоит в том, что остается небольшой зазор или не соответствует изгиб, то она легко решается своими руками. Некоторые расширители предназначены специально для езды в лесу. Установив их, можно наслаждаться особой проходимостью и ездой по рыхлому снегу.

Выбор между самодельными и заводскими вариантами

Когда дело касается этой темы, корень ее кроется в финансовой проблеме или невозможности найти ту или иную модель лыж. Именно в этот момент человек задумывается над тем, сможет ли он своими руками изготовить необходимую деталь. Самодельные варианты предлагают и умельцы, которые легко не только лыжи мастерят, но и сами снегоходы.

Конечно, заводские детали ? это эталон качества. Они создаются для определенной модели опытными специалистами, предварительно снегоходы на этих лыжах тестируются в различных условиях. Если машина дорогая спортивная, то лучше и комплектующие для нее приобретать заводские. Как поступить ? купить новую модель в магазине или изготовить все своими руками ? выбор за владельцем зимнего транспортного средства.

Вариантов изготовления несколько: можно использовать жесть, дерево, фанеру, старые охотничьи лыжи и расширители для снегохода.
[ads-pc-2]

Процесс изготовления

Рассмотрим несколько вариантов изготовления лыж своими руками. Для начала определим, из чего должна состоять эта деталь. Стандартно лыжа состоит из основания, амортизатора, ножки звена, вилки, ее стержня и сошки. Также иногда приваривается усилитель и дополнительно устанавливается конек.

Первый вариант изготовления своими руками ? лыжи на основе накладок из пластика. Для этого приобретают в магазине расширители и монтируют самодельные соединения к подвеске. Одной из самых простых моделей снегоходов считают мини-снегоход. Для него используют старый мопед, включая двигатель и раму с сиденьем. Для этого варианта подойдут любые лыжи, так как конструкция облегченная.

Второй вариант несколько сложнее. Он предполагает изготовление лыжи из металла. Необходимый изгиб определяется самим владельцем. Итак, изначально понадобятся следующие материалы: металлический лист толщиной 3?4 мм, кусок гидравлической трубы, труба 6 мм для жесткости, полиэтиленовая труба диаметром 85 мм, болты, саморезы, металл для площадки под крепления, краска. Длина одной лыжи должна рассчитываться с учетом изгиба. Стандартно она составляет не меньше 1 м. Ширину листа можно определить в 20?25 см.

Такие лыжи подойдут под мини-снегоход, но они будут достаточно прочными и для других моделей. Вес одной такой лыжи получится порядка 7 кг.

Работа начинается с определения формы лыжи. Для этого лучше использовать заранее изготовленный из картона трафарет. Затем вырезается сама форма и гнется до нужного владельцу изгиба. Слишком сильный загиб носовой части будет собирать снег, а не отталкивать его. По краям лыжи точечно приваривается ребро жесткости из трубы 6 мм. К носу оно должно соединиться со вторым ребром, повторив плавный контур. Теперь отдельно изготавливается площадка для подвески ? она крепится винтами к лыже. Площадку с носом соединяет дуга с изгибом из гидравлической трубы. Верхняя часть основания одной лыжи готова.

Работа над нижней частью начинается с конька. Для этого берется гидравлическая труба и крепится болтами в четырех местах. Конек должен быть закреплен основательно. Предварительно в месте крепления труба сжимается. Теперь нужно саморезами присоединить расправленную полиэтиленовую трубу. Ее предварительно разрезают вдоль. Иногда советуют вместо нее использовать полипропиленовые канализационные трубы, но они в мороз становятся очень хрупкими, чего нельзя сказать о полиэтилене. После лыжи нужно покрасить и задуматься о том, из чего изготовить подвеску.

Читайте также  Брошюровка дерева своими руками

Популярные среди народных умельцев конструкции самодельных снегоходов

С приходом зимы двухколесный транспорт некоторые люди с успехом заменяют на самодельные снегоходы. Эта техника способна преодолеть большие сугробы и на ней удобно передвигаться по заснеженным дорогам. Стоит она дорого и не каждый может себе позволить ее приобрести, поэтому многие собирают снегоходы самостоятельно с использованием подручных материалов.

Общее устройство снегохода

Снегоход — это сани, которые работают с помощью двигателя. Они подвижны, поворотливы и способны развивать скорость свыше 85 миль/ч. Техника среднего класса может преодолевать подъемы в 20°. Крутые склоны до 65° способны пройти снегоходы с более высоким классом. Общее устройство снегохода:

  1. Управление техники происходит посредством рулевых рукояток. Рукоятки соединены с лыжами, которые стоят впереди.
  2. Руль оборудован приводами: газа и тормоза. С помощью этих рычагов регулируется скорость и торможение снегохода.
  3. Задние колеса отсутствуют, а вместо них установлена цельная резиновая лента (гусеничная), которая передвигает снегоход. Через цепь и ремень она связана с двигателем.
  4. Некоторые модели можно изготовить на камерах от тракторных колес.

Благодаря своей конструкции снегоходы преодолевают труднопроходимые места, которые не способны пройти автомобили. С их помощью завозят продукты в заснеженные районы, в которых отсутствуют дороги. Но большинство людей привыкли использовать их для развлечений.

Изготовление конструкционных элементов

Прежде чем приступить к изготовлению конструкционных элементов, подготавливают чертеж, требуемые материалы и инструменты. Можно взять готовые чертежи на основе снегоходов Снегирь или Вепрь. Из инструментов понадобится:

  • сварочный аппарат;
  • трубогиб или готовая рама;
  • молоток;
  • отвертки.

Так как конструкция у миниснегохода низкая, сиденье делают прочным из водонепроницаемого материала. Бак под топливо изготавливают из металла. Его объем должен составлять от 10 до 15 л. В качестве привода можно использовать цепь от мотоцикла.

Как сделать гусеницу для снегохода

Гусеница для снегохода создается из покрышек или транспортерной ленты. Работа будет сложной и трудоемкой, если в качестве основы используют покрышки. Из них выкраивают бортики, поэтому для работы требуется острый сапожный нож или электрический лобзик. Чтобы облегчить процесс, покрышки выбирают с подходящим рисунком протектора. Изготовление самодельной гусеницы:

  1. Бортики из покрышки вырезают ножом. Если лезвие ножа периодически смачивать в мыльном растворе, то процесс резки станет легче. При использовании электрического лобзика устанавливают лезвие с маленькими зубцами и смачивают водой.
  2. Если при вырезке дорожка получилась твердой или с изнаночной стороны образовались лишние слои, их также срезают.
  3. Нарезку новой структуры делают тогда, когда произошло несовпадение рисунка протектора. Сделанная конструкция должна цепляться за почву, поэтому структура рисунка должна быть правильной.

Гусеница, выполненная по такому чертежу, достаточно надежна благодаря тому, что имеет замкнутый контур. Ее недостаток — это узкая ширина. Чтобы сделать больший размер, ее удваивают. Если гусеницу делают из транспортерной ленты, то ее объединяют в цельное кольцо. Это можно сделать 2 способами:

  • по типу рояльной петли (с шарниром);
  • нашивки ленты.

Нужно выбрать подходящую толщину ленты, если ее нашивают. Ее толщина должна подходить к мощности двигателя. Самодельный снегоход из мотоцикла «ИЖ» предусматривает использование ленты толщиной 10 мм. Чтобы срок эксплуатации на снегоход увеличился, края транспортерной ленты прошивают леской. Швы делают по способу обметывания краев с промежутком в 1 см.

Подкаты

Подкат — это подвижная платформа, которая защищает ходовую часть техники от ненужных механических нагрузок. Платформу применяют, когда необходимо загнать снегоход в гараж. Для ее изготовления используют металлическую трубу среднего диаметра (6×6 мм), ролики и подшипниковую систему. Колеса устанавливают с резиновым покрытием и металлическими дисками. Их диаметр должен соответствовать весу техники.

Лыжи для снегохода состоят из основания, амортизирующей детали, стержня, вилки и сошки, ножки звена. Лыжи можно изготовить разной конструкции из различных материалов. Если для основания применяют пластиковые накладки, то их дополняют расширителями. Расширители монтируют креплениями к шасси снегохода. Пластиковая конструкция подходит для маленькой техники. Для снегоходов больших и средних размеров понадобятся металлические лыжи.

  1. Чтобы придать лыжам форму, вырезают основу из картонного трафарета. При этом впереди формируют изгиб. Величину изгиба делают по собственному усмотрению. Лыжня с большим изгибом плохо скользит и собирает снег. А это создает лишнее торможение. Потому не стоит его делать слишком большим. Приблизительный размер лыжни составляет 2,5 см в ширину и 100 см в длину.
  2. По краям каждой детали приваривают трубу. Это придает дополнительную жесткость изделию и защищает его от камней, которые встречаются на пути.
  3. Там где проходит изгиб, трубу приваривают по контуру.
  4. Амортизирующие детали фиксируют на лыжах. В качестве крепежных элементов используют болты.
  5. Площадку и носовую часть лыж соединяют гидравлической трубой. Верхняя часть готова.
  6. Для нижней части гидравлическую трубу фиксируют в 4 точках и сжимают.
  7. Затем саморезами прикрепляют полиэтиленовую трубу, предварительно разрезав ее. Вместо полиэтиленовой трубы можно использовать полипропиленовую.

Готовые лыжи обязательно красят.

Склизы

Склизы — это съемные направляющие, по которым скользит гусеница снегохода. Они не дают гусенице провисать между колесами и защищают ее от истирания. Склизы для снегоходов можно приобрести в магазине или изготовить из водопроводной трубы. Толщина трубы должна составлять около 10 мм. Из нее делают полоски, которые монтируют к полозьям.

Катки

Катки — это опорные элементы гусеничной ходовой системы. Они создают плотный контакт между гусеничной лентой и поверхностью грунтовой опоры. В качестве опор используют стальные листы.

Вариатор

Вариатор — это специальный механизм, который позволяет плавно регулировать скорость в мини-снегоходах. Сафари является самым популярным вариатором. Он состоит из 2 шкивов: ведомого и ведущего, поэтому способен регулировать 2 параметра. Это обороты и сопротивление движения. Шкив сработает, как сцепление, если уровень оборотов мотора достигнет 2200 об/мин. При этом двигатель и вал реверса разъединяются.

Двигатель

Чтобы снегоход получился мощным, нужно выбирать мощный двигатель. Лучшие двигатели для сборки снегохода — это двигатели типа Лифан мощностью 15 л. с. Эта модель оснащена понижающим редуктором и имеет центробежное автоматическое сцепление.

Ходовая и подвеска

Задняя и передняя подвески — это амортизационная система снегохода. Передняя подвеска создает ходовой части плавность движений. При этом водитель не ощущает никаких вибраций на неровной дороге.

Если выбирать подвеску по принципу действия, то телескопическая является самой популярной.

Она состоит из амортизатора и пружины. Эти детали расположены в стойке и устраняют ударные нагрузки. Снегоходы, оборудованные такой подвеской, поворотливы в условиях с густой растительностью и деревьями.

Каждый снегоход оснащен рамой. Эту деталь можно позаимствовать у мопеда, скутера или квадроцикла или сварить из труб. Диаметр трубы должен быть более 40 мм.

Сборка снегохода

Снегоход своими руками можно изготовить из мопеда, бензопилы или мотоцикла. Схему самодельного снегохода из бензопилы нужно разрабатывать самостоятельно, так как каждая деталь имеет свои особенности. Технику собирают поэтапно, придерживаясь чертежей:

  1. Вначале собирают каркас. Из стальных уголков размером 50х36 см делают среднюю часть конструкции. Переднюю и заднюю части собирают из стальных листов толщиной 2 мм и более.
  2. Для установки гусеничного механизма и направляющих проделывают 2 отверстия. Они должны быть сквозными. По обе стороны лонжеронов монтируют натяжные устройства для гусеничных колес. Натяжка помогает регулировать гусеницу и создает натяжение во второй ступени натяжной передачи.
  3. Для установки опорных катков требуются специальные кронштейны. Их приваривают к лонжеронам, с нижней стороны на одинаковом расстоянии друг от друга.
  4. Катки устанавливают в открытые пазы кронштейнов. Монтаж проводят с нижней стороны. Расположение катков делают на 5 осях.
  5. Из трубы подходящего диаметра изготавливают втулки и устанавливают между каждым катком.
  6. Оси кронштейнов фиксируют гайками и контргайками. Такое крепление позволит сохранить необходимое расстояние между лонжеронами и укрепить раму.
  7. Под редуктор бензопилы изготавливают стойки для крепления. Их делают из 3 металлических уголков. Затем монтируют промежуточный вал цепной передачи.
  8. Каркас готов. Между задней частью и средней устанавливают сиденье. В качестве сиденья можно использовать автомобильное кресло или простой ящик.
  9. К трубе приваривают ручки управления — это будет руль. Его устанавливают на передней части каркаса, предварительно высверлив отверстие.
  10. Для создания дополнительной прочности участок, где крепятся стойки, оборудуют металлическими косынками.
  11. Вал привода делают из трубы. Чтобы прикрепить зубчатые колеса, в него вставляют круглый фланец.
  12. Из старого мотоцикла, который имеет трехрычажное управление, создают рулевой механизм для снегохода.

Готовый снегоход имеет простое управление и его можно использовать для детских праздников. Это легкая и компактная техника, которую можно перевозить в багажнике автомобиля. Если снегоходы делают на основе мотоблока, то их делят по материалу снегозацепов: на «трубочники» и «палочники». Здесь для гусеничной конструкции используют простые водопроводные трубки из пластмассы. Это защищает ее от деформации, но при этом уменьшает уровень сцепления гусениц и снега.

Самодельный снегоход своими руками

В глухих районах, где требуется преодолевать значительные расстояния, рыбакам и охотникам необходимо иметь свой транспорт. По причине высокой цены сегодня многие не могут его приобрести и пытаются сконструировать самодельный снегоход своими руками. Построить его непросто, но если приложить максимум терпения и старания, то с этой проблемой нетрудно будет справиться.

  • Постройка рамы
    • Деревянная конструкция
    • Металлическая рама для снегохода
  • Подвесное оборудование
    • Резиновая гусеница своими руками
    • Самодельные лыжи
Читайте также  Стойка для сверлильного станка своими руками

Постройка рамы

Прежде чем приступить к строительству снегохода, вначале потребуется выбрать материал. Проще всего самодельную раму сделать из деревянных брусков. Получится очень лёгкая и довольно прочная конструкция, которая считается самой дешёвой и наиболее простой в изготовлении. Для этого понадобятся:

  1. Деревянные бруски.
  2. Листовое железо.
  3. Ножницы по металлу.
  4. Дрель и свёрла.
  5. Ручная пила.
  6. Болты и гайки.

Преимущества строительства такой конструкции бесспорны. В случае поломки деревянную модель будет нетрудно отремонтировать вдали от населённого пункта. В лесу легко найти подручный материал, который можно применить для ремонта. Но главным достоинством считается то, что этот снегоход редко проваливается под лёд и не тонет в воде.

Деревянная конструкция

Известно, что бруски и доски из древесины не обладают особой прочностью в местах их

соединения. Поэтому перед началом строительства необходимо сделать дополнительные уголки из металла. Для этого берут листовое железо и вырезают ножницами квадратные пластины по ширине брусков. В них рулеткой размечают места под болты, а затем дрелью сверлят четыре отверстия. После этого пластины сгибают пополам строго под 90 градусов. Это будут отличные приспособления для прочного скрепления деревянных брусков в углах самодельной рамы.

Обычно приступают к строительству после того, как сделают чертёж с точными размерами. И уже по ним ножовкой отрезают четыре бруска, а в углах дрелью сверлят отверстия для болтов. Затем их кладут на ровную поверхность пола в виде правильного прямоугольника. К местам соединения прикладывают металлические уголки, вставляют болты и накрепко затягивают гайками.

Для крепления двигателя и гусеницы на раму устанавливают дополнительно ещё две перекладины из брусков с отверстиями под болты на концах. Но перед этим вначале изготавливают уголки для крепления. Их вырезают из листов железа треугольной формы и сверлят отверстия в углах.

Лучше сразу сделать восемь штук и поставить их сверху и снизу. Тогда крепления окажутся более прочными и надёжными в работе.

Когда они будут готовы, внутрь рамы вставляют перекладины и наверх кладут треугольники. В них точно по размерам дрелью сверлят отверстия сквозь бруски. Затем туда вставляют длинные болты и плотно стягивают гайками. На этом прочная деревянная рама будет готова, которая долгое время прослужит на самодельном устройстве.

Металлическая рама для снегохода

Гораздо труднее заниматься строительством самоделок из металла. Здесь нужны специальные инструменты и приспособления, которые могут быть не у каждого. Потребуются значительные затраты, чтобы их приобрести или взять в аренду. Однако эта постройка будет намного прочней и долговечней конструкции из дерева. Здесь потребуются:

  1. Сварочный аппарат.
  2. Электроды.
  3. Маска.
  4. Болгарка.
  5. Гаечные ключи.
  6. Пассатижи.
  7. Молоток.

Кроме того, для постройки металлической рамы понадобятся более прочные материалы. Их обязательно придётся покупать в магазине, так как сегодня они больше нигде не встречаются. Да и строить новый самодельный снегоход из старых деталей не слишком хочется из-за плохой надёжности. Поэтому здесь будут использоваться только хорошие материалы:

  1. Металлические трубы.
  2. Железный уголок.
  3. Листовая сталь.
  4. Швеллер.

Как правило, прежде чем начинать строительство рамы нужно сделать простой чертёж. По его параметрам болгаркой нарезать трубы и с помощью сварочного аппарата соединить их в прямоугольник. Внутри рамы вставить ещё пару перегородок из уголка для установки двигателя и гусеницы. Если сделать их из швеллера, то конструкция получится гораздо прочнее и надёжнее в работе.

После этого от металлической трубы потребуется просто отрезать две небольшие втулки.

А потом приварить их к углам передней части, куда будут вставляться поворотные опоры для лыж. Металлическая рама готова и можно приступать к постройке, а также установке основных агрегатов и узлов.

Подвесное оборудование

Чтобы сделать снегоход быстрым и сильным необходимо на раму поставить хороший двигатель. Если установить маломощный мотор, то такая конструкция будет плохо передвигаться. А также нужно правильно рассчитать гусеницу. При слишком маленькой площади она утонет в большом снегу и не станет тянуть даже по ровной местности. Особое внимание нужно обратить на лыжи, которые должны создать хорошую устойчивость и безопасность при движении на высокой скорости.

Резиновая гусеница своими руками

Чтобы легко передвигаться по снегу, очень важно сделать самодельному снегоходу хорошую резиновую гусеницу. Изготовить подобное устройство своими руками непросто и лучше приобрести её в магазине полностью с катками. Установить стандартную заводскую гусеницу на самодельную конструкцию не составит труда. Для этого придётся лишь закрепить ведущий вал и катки с подшипниками на раме. Если финансовое положение не позволяет купить все устройство целиком, то самые дорогие части нетрудно сделать самостоятельно. Для этого потребуются:

  1. Транспортёрная лента.
  2. Пластиковая труба.
  3. Болты, шайбы и гайки.

Дешёвую самодельную гусеницу для снегохода обычно делают с применением тонкой транспортёрной ленты. Для этого по ширине катков отпиливают заготовки из пластиковой трубы. Затем их разрезают по длине на две равные части и сверлят отверстия под небольшие болты. После этого половинки пластиковых труб закрепляют на транспортёрной ленте болтами с шайбами и гайками. Гусеница готова и нужно приступать дальнейшей постройке.

Самодельные лыжи

Не секрет, что зимой по глубокому снегу гораздо удобнее передвигаться на лыжах. Они также прекрасно служат в виде устройства управления на снегоходе. Деревянную конструкцию сделать несложно, но для этого подойдут только прочные доски из берёзы или дуба. Их необходимо хорошо высушить, построгать, а затем нагреть и загнуть концы. Не сложнее сделать металлические лыжи. Для этого потребуется отрезать из листовой стали две пластины и по бокам приварить тонкий уголок.

Чтобы лыжи свободно поворачивались, к ним приваривают металлические стойки из труб. В рабочем состоянии они держатся в передних втулках рамы, где легко вращаются.

Сверху к стойкам приваривают шайбы или большие гайки, куда вставляются тяги для управления снегоходом.

Сам руль нетрудно сделать своими руками либо проще снять его со старого мотоцикла. Таким образом, останется только установить мотор, а также сиденье для водителя и можно двигаться в путь.

СНЕГОХОД: И КОЛЕСА, И ЛЫЖИ

Там, где девять месяцев в году — устойчивый снежный покров, а об асфальте разве что слышали, без снегохода не обойтись. Некоторые покупают лыжногусеничные «Бураны», однако на всех желающих этих рыбинских мотонарт явно не хватает. Волей-неволей снегоходы приходится делать самостоятельно.

В последнее десятилетие среди самодельной вездеходной техники преобладают машины на пневматиках сверхнизкого давления. В «М-К» уже не раз публиковались материалы о таких машинах — о полноприводных шестиколесных, о четырехколесных сочлененной схемы, о трехколесных, напоминающих громадный детский велосипед… Попадались материалы и о комбинированных колесно-лыжных машинах, однако таких снегоходов было сравнительно немного, несмотря на их простоту и дешевизну. Сегодняшняя публикация в некоторой степени восполняет этот недостаток — вы познакомитесь с несложным по конструкции комбинированным колесно-лыжным снегоходом «Челнок-Т200».

«Челнок-Т200» представляет собой четырехопорное колесно-лыжное транспортное средство, предназначенное для передвижения по снегу глубиной до полуметра. Задний мост снегохода представляет собой зафиксированную на единой оси пару пневматиков сверхнизкого давления диаметром в накачанном состоянии около 1 700 мм. В принципе для заднего моста подойдут и камеры меньшего диаметра, однако в этом случае придется пересчитать размеры рамы и подобрать иное передаточное число цепной передачи.

Задний мост «Челнока» не имеет дифференциала — именно это послужило причиной того, что задние колеса максимально сближены. Практика показывает, что для машины, передвигающейся по снегу, это вполне оправдано, и такое серьезное упрощение конструкции в значительной степени компенсирует те не слишком значительные сложности, которые вызываются отсутствием дифференциала.

Рама снегохода трубчатая, пространственная. Она состоит из передней и центральной балок, двух нижних (диагональных) элементов и заднего подкоса. При этом передняя и центральная балки — это стальные трубы диаметром около 50 мм, а нижние (диагональные) элементы согнуты из труб диаметром 30 мм. Рама сварная, все ее элементы соединяются при помощи аргонно-дуговой или же газовой сварки. Электросваркой лучше все же не пользоваться. Для монтажа рамы используется простейший стапель, назначение которого — жесткая фиксация всех элементов рамы в соответствии с ее рабочим чертежом или, что лучше, плазом.

На передней балке рамы закрепляются сваркой два стакана с бронзовыми (можно и фторопластовыми или капроновыми) втулками, которые являются рулевыми колонками передних опор снегохода — лыж.

В задней части рамы приварен корпус под полуоси, выточенный на токарном станке из стальной трубы с внешним диаметром 60 мм. Полуоси фиксируются в корпусе с помощью переходных втулок и закрепляются электрозаклепками. Все сварные стыки усиливаются стальными косынками, вырезанными из листа толщиной около 2 мм.

Читайте также  Камера для пескоструйной обработки своими руками

На снегоходе используется 14-сильный двухтактный одноцилиндровый двигатель от мотороллера «Тулица» (или «Турист»). Как показывает опыт самодеятельных конструкторов, это один из самых надежных моторов из всей гаммы отечественных двухтактных двигателей. Ко всему, этот силовой агрегат оснащен династартером, принудительным воздушным охлаждением и достаточно мощным генератором.

Передача вращающего момента от двигателя к колесам заднего моста — с помощью двухступенчатой цепной передачи. Можно, конечно, было бы обойтись и одной ступенью замедления, однако при столь значительном диаметре задних колес диаметр ведомой звездочки становится чрезмерно большим.

Рис. 1. Комбинированный колесно-лыжный снегоход «Челнок-Т200». Рис. 2. Компоновка снегохода «Челнок-Т200»:
1 — заднее колесо-пневматик, 2 — двигатель Т200, 3 — топливный бак емкостью 10 л, 4 — рулевое управление, 5 — двухместная кабина, 6 — передняя управляемая лыжа, 7 — выхлопной патрубок с глушителем, 8 — каркас сиденья, 9 — педали сцепления тормоза и «газа», 10 — рулевой цепной редуктор, 11 — рама снегохода, 12 — блок промежуточных звездочек, 13 — блок тормозных колодок заднего моста. Рис. 3. Рама снегохода:
1 — рулевой вал, 2 — рулевое колесо, 3 — центральная балка рамы, 4 — опора сиденья, 5 — задний подкос, 6 — нижний элемент рамы, 7 — косынки, 8 — передняя опора двигателя, 9 — задняя опора двигателя, 10 — кронштейн блока промежуточных звездочек, 11 — корпус полуосей заднего моста, 12 — косынка, 13 — малая промежуточная звездочка, 14 — подшипниковый корпус блока промежуточных звездочек, 15 — блок из большой и малой промежуточных звездочек, 16 — полуось заднего моста, 17 — кронштейн крепления педали сцепления, 18 — педаль сцепления, 19 — кронштейн крепления малой звездочки рулевого редуктора, 20 — малая звездочка рулевого редуктора, 21 — педаль тормоза, 22 — педаль «газа», 23 — большая звездочка рулевого редуктора, 24 — передняя балка рамы, 25 — усиливающая косынка, 26 — стакан, 27 — рычаг рулевого механизма, 28 — поперечина, 29 — косынка, 30 — тяга рулевого механизма, 31 — кронштейн большой звездочки рулевого редуктора, 32 — втулочно-роликовая цепь, 33 — кронштейн педали «газа», 34 — кронштейн педали тормоза, 35 — втулка.

Для установки двигателя на центральной балке рамы привариваются передний и задний крепежные узлы. Чтобы обеспечить необходимую точность монтажа этих деталей, крепежные узлы сначала закрепляются на двигателе и лишь после этого вместе с мотором прихватываются сваркой к центральной балке. После проверки правильности расположения двигателя (так, плоскость ведущей звездочки должна располагаться строго в одной плоскости со звездочкой промежуточной и, соответственно, ось ведущей звездочки должна быть параллельна оси промежуточного вала и оси задних колес) последний снимается с рамы, и крепежные узлы привариваются окончательно.

Как уже упоминалось, на снегоходе используются камеры большого диаметра, и в соответствии с ним выбираются основные геометрические параметры задних колес — посадочный диаметр колеса и его ширина. Каждое из колес состоит из пары дисков, вырезанных из фанеры толщиной 10…12 мм, ступицы, представляющей собой отрезок трубы диаметром 50 мм и с толщиной стенки около 5 мм с двумя приваренными к ней дисками из листовой стали толщиной 3…4 мм, периферийных стяжек — стальных резьбовых шпилек из прутка диаметром 8…10 мм, и внутренних раскосов из стальных труб с внешним диаметром около 1 6 мм. Как видно из рисунков, внутренние раскосы соединяют периферийную часть диска и центральную, причем каждый следующий раскос располагается взаимно обратно по отношению к предыдущему.

Рис. 4. Колесо снегохода:
1 — внутренний диск (фанера толщиной 12 мм), 2 — звездочка, 3 — тормозной барабан, 4 — стяжка (шпилька М12 с гайками и шайбами), 5 — раскос (труба стальная Ø 16 мм), 6 — внешняя щека (фанера толщиной 12 мм), 7 — внутренний диск, 8 — болты М8 с гайками и шайбами, 9 — ступица, 10 — подшипник № 304, 11 — внешний диск, 12 — центрующее кольцо, 13 — распорная втулка.

В ступице имеются проточки под подшипники № 406, фиксация подшипников производится пружинными кольцами. Между подшипниками располагается распорная втулка, представляющая собой отрезок трубы с внутренним диаметром не менее 30 мм.

На каждом из колес закрепляется самодельная звездочка, число зубьев на которой необходимо рассчитать применительно к диаметру колес заднего моста и параметрам звездочек промежуточного вала. При расчетах необходимо ориентироваться на максимальную скорость не свыше 45…50 км/ч. Самостоятельно изготовить звездочки не слишком сложно. Сначала на заготовке из дюралюминиевого или стального листа размечаются окружность выступов и делительная окружность. Затем делительная окружность с помощью штангенциркуля разбивается на требуемое количество частей (по числу зубьев), по делительной окружности накерниваются центры отверстий, после чего обе заготовки свинчиваются с помощью болтов и гаек, и на сверлильном станке разделываются отверстия, образующие впадины зубьев. Далее с помощью ножовки прорезаются перемычки, и вершины зубьев обрабатываются напильниками до получения требуемого контура.

Как уже упоминалось, передний мост снегохода представляет собой трубчатую балку, к которой приварены два стакана — отрезки труб с запрессованными в них втулками из бронзы, фторопласта или же капрона. В каждый из стаканов вставлено по рулевому валу, на которых шарнирно закрепляются лыжи.

Рулевое устройство снегохода состоит из двух рычагов рулевой трапеции, закрепленных с помощью электрозаклепок на рулевых валах, и двух поперечных тяг. Рулевой механизм — с цепным редуктором. На одном валу с рулевым колесом закрепляется малая звездочка механизма, а большая звездочка располагается строго по плоскости симметрии рамы и соединяется с малой втулочно-роликовой цепью. На большой звездочке монтируются два шаровых шарнира, при этом поперечные тяги соединяют последние и шарниры рычагов рулевой трапеции в единый рулевой механизм. Следует отметить, что в рулевом устройстве можно обойтись и без шаровых шарниров, здесь вполне подойдут и упрощенные шарниры с двумя степенями свободы.

Рис. 5. Лыжа снегохода:
1 — опорная часть лыжи (склеена из фанеры и слоистого пластика), 2 — ребро жесткости, 3 — болт М6 с гайкой и шайбой, 4 — кронштейн крепления амортизатора, 5 — амортизатор, 6 — верхний кронштейн крепления амортизатора, 7 — подрез, 8 — кронштейн крепления рулевой цапфы, 9 — рычаг подвески лыжи, 10 — кронштейн рычага подвески, 11 — ось крепления подвески лыжи (шпилька с шайбами и гайками), 12,13 — втулки, 14 — шарнир рычага подвески.

Лыжи снегохода выклеены из фанеры толщиной 3…4 мм, при этом суммарная толщина выклейки составляет около 20…25 мм. Для формования лыжи лучше всего сделать несложное приспособление, своего рода матрицу, на которой последовательно закрепляются фанерные заготовки. Фиксируется пакет заготовок на матрице с помощью струбцин или любых иных зажимных устройств, обеспечивающих плотное прилегание заготовок как к матрице, так и друг к другу. Выклеивать лыжу лучше всего на эпоксидной смоле, однако в принципе можно воспользоваться и обычным казеиновым клеем. Подошву лыжи лучше всего сделать из листовой «нержавейки», однако не хуже будет и подошва из обычного слоистого пластика, приформованного к лыже во время ее выклейки.

После обработки лыж по контуру на каждой закрепляются подрезы и продольные ребра жесткости. Каждая из лыж подвешивается на продольном рычаге, согнутом и сваренном из стальных труб диаметром около 25 мм и шарнирно закрепленном в задней части каждой из лыж. Спереди каждый рычаг подвешивается на мотоциклетном амортизаторе — например, от ИЖа, от подвески заднего его колеса.

Следует отметить, что снегоход при необходимости можно эксплуатировать и в бесснежное время года— нужно лишь передние лыжи заменить на колеса. Операция эта не слишком трудоемкая, однако это дает возможность использовать машину в течение всего года.

Рис. 6. Сиденье:
1 — каркас, 2 — косынки, 3 — поперечины.

Кабина снегохода представляет собой легкий каркас из дюралюминиевых профилей — труб и уголков, обшитых оргалитом или же фанерой толщиной 4…5 мм на винтах резьбой М4…М5. Кабина двухдверная, каждая из дверей имеет деревянный каркас и обшивку из оргалита, остекление дверей — из органического стекла толщиной около 4 мм. Чисто технологически более удобно для начала закрепить каркасы дверей на каркасе кабины, и уж после этого обшивать все вместе так, как это показано на чертежах и рисунках. В таком случае после завершения этого процесса нужно будет лишь тонкой пилой вырезать готовую дверь, и форма ее при этом будет полностью соответствовать наружному контуру кабины. В качестве переднего стекла используется остекление задней двери автомобиля «Москвич-2141». Если есть возможность, можно использовать и целиком заднюю дверь — это избавит вас от хлопот по формованию «передка» и сделает более «фирменным» внешний вид машины.

Электрооборудование снегохода выполнено по схеме мотогрузовичка «Муравей». Система управления — автомобильного типа, привод от педалей «газа», сцепления и тормоза — тросовый, управление коробкой передач — с помощью рычага и жесткой тяги, привод кикстартера — с помощью капронового шнура, заканчивающегося удобной рукояткой.