Гравировка по дереву своими руками

Гравировка по дереву – эволюция народного творчества

На любой вид деревянного изделия может быть нанесена гравировка, которая выполняется не только вручную, но и на специальных станках. Использование фрезы или лазера дает рисунок непревзойденной точности и любой сложности. Гравировка используется на промо-товарах, сувенирах, украшениях или личных вещах, выражая общность членов компании или подчеркивая индивидуальность.

От грабштихеля до фрезы

Искусство современной гравировки берет начало от древних рисунков, нацарапанных на стенах пещер, и резных прялок и наличников. Но современный процесс оптимизирован настолько, что участие человека сводится лишь к «мозговому штурму», оставляя технике кропотливое вырезание.

Современный станок для гравировки по дереву предназначен для создания:

  • графики;
  • маркировки;
  • фотографии;
  • узоров и виньеток;
  • рельефов и барельефов.

Гравировке поддается любая деревянная поверхность – плоская и округлая, главное, чтобы размер рабочего поля был достаточным.

Изображение может украсить:

  • фасад мебели;
  • двери, карнизы;
  • «примочки» для компьютера;
  • посуду, разделочные доски;
  • шкатулки и другие, подчас, обыденные предметы.

У настоящего джигита нарды – произведение искусства

Ручная гравировка

Техника техникой, но настоящая штучная вещь делается только при непосредственном участии человека. Инструмент в таком случае является продолжением руки, и каждая вырезанная линия уникальна. Гравировка на дереве своими руками займет много времени и все ваше внимание, но в этом и заключается прелесть творчества.

Для ручной работы в домашних условиях обязательно наличие следующих инструментов:

  • набор штихелей – тонких стержней из стали с концами разной формы;

Каждый штихель режет по-разному

  • пуансон для пунктирных линий;
  • лампа напряжением 36 В с линзой;
  • приспособление, на котором будет лежать заготовка – двусторонний скотч или плоская подушечка с песком.

Обратите внимание! Яркий солнечный/электрический свет быстро утомляет глаза. Специальная лампа или занавешенные светло-голубыми тонкими шторами окна сделает свет рассеянным, и деревянная поверхность не будет бликовать.

Значительно упрощает работу использование электроинструмента с насадками, позволяющими делать разнохарактерные линии:

  • дремель (точное название – прямая шлифмашина или, как часто говорят, бормашина) совершает до 35 тыс. об/мин. Цена за инструмент с комплектом расходных материалов, гибким валом в среднем составит от 8 до 14000 тыс. рублей;

  • разнообразные насадки , закрепляющиеся цанговым зажимом, с помощью которых можно не только прорезать линии, но и сверлить, шлифовать, резать и проводить фрезеровку по дереву.

ЧПУ и фреза – это звучит красиво

Фрезерно-гравировальный станок по дереву обычно ассоциируется с промышленностью, огромными грохочущими цехами. Тем не менее есть «одомашненные» версии агрегатов, подходящие для обработки дощечек размером с лист А4, цилиндрических предметов, сувениров. Возможность ЧПУ позволяет осуществлять весь цикл работ – от проекта до гравирования.

Опуская перечисление узлов и деталей фрезеров, выделим несколько, непосредственно влияющих на качество механической обработки материала:

  • фреза в цанговом зажиме, исключающем разбалтывание;
  • шпиндель – инструмент, отвечающий за вращение фрезы. Для домашнего пользования мощности 400–800 Вт вполне достаточно;
  • жесткий рабочий стол, чтобы прочно крепить детали.

Обратите внимание! Не гонитесь за большей мощностью шпинделя и, соответственно, количеством оборотов фрезы. Иначе мельчайшая пыль будет забивать канавки, нагреваться от трения фрезы и подгорать.

Гравировальная фреза по дереву подключается к LTP порту компьютера (простейший вариант), на котором можно:

  • создать рисунок;
  • определить глубину выборки материала или прорезываемого контура;
  • задать параметры работы фрезы.

Заданные одной целью

Направляющие позволяют шпинделю двигаться вверх-вниз, вдоль и поперек над деревянной деталью, реализуя задуманный вами шедевр. Станок «общается» компьютером, принимая команды направления и скорости движения и отправляя сигналы о их выполнении.

Обратите внимание! Поскольку станок очень тяжелый – вес 56 кг с рабочим полем 600х400х100 мм, укрепите дополнительно место, где вы решите его поставить. Желательно иметь вытяжку, чтобы не забывать легкие пылью.

Похвальное слово

Работа любого механизма часто сопровождается относительно громким шумом, вибрацией, запахом. Износ деталей тоже можно считать естественным процессом.

Но достоинств гравировальная фреза по дереву все же имеет больше:

  • универсальность – работает с любым материалом;
  • изготавливает 3D узоры повышенной сложности;

Можно заблудиться в хитросплетении линий

  • погружение фрезы на любую заданную глубину;
  • легкая смена насадок.

Лазерные возможности

Фрезерная и лазерная гравировка дерева, в общем, сходны – похожее устройство станка, предварительная компьютерная обработка эскиза, программирование процесса, возможность обработки плоских и округлых деталей. Отличие заключается в способе нанесения изображения – направленным лучом, конец которого образует на поверхности световую точку.

К станку прилагается определенная линза, образующая тонкий луч, маленькое пятнышко которого позволяет гравировать:

  • печати;
  • шрифт с величиной кегля = 5;
  • черно-белые фотографии.

На фото видно точку и даже луч

Меняя линзы, можно увеличить световое пятно для работы на больших площадях. Лазерные резы достигают ширины 0,1–0,25 мм, а погрешность в 0,1 мм придает изображению филигранную точность. Поскольку световой луч имеет высокую температуру, оборудование для лазерной гравировки по дереву предусматривает систему обдува.

А хорошего больше

  • от мощности станка зависит вид выполняемой операции, например, домашние лазеры «не берутся» за металл, большие – за миниатюрные вещи;
  • нельзя гравировать ПВХ, органическое стекло – выделяются опасные вещества (фреза с ПВХ работает легко);
  • погружаясь в дерево, луч теряет мощность и стенки резов могут быть трапециевидными;
  • регулировка мощности луча технологично проигрывает вариациям с насадками.

Настроившись на позитив необходимо отметить:

  • долговечность изображения сопоставимо разве только с «живучестью» материала;
  • широкий спектр поддающихся гравировке материалов – от бумаги и кожи до камня;

Гравировка на ткани

  • точность воспроизведения составляет 100 мкн;
  • высокая скорость гравирования, но дерево обрабатывается почти одинаково лазером и фрезой;
  • инструкция позволяет не закреплять деталь, что экономит рабочее время;
  • легко выходят прямые углы (у фрезера они скруглены);
  • гравировка поверхностей любой конфигурации.

В завершение

Возможности гравировки с использованием современных технологий поражают воображение – таблицы, логотипы, картины, брелоки, посуда, клавиатуры, оружейные ложа. Приобретя «мелкокалиберный» станок можно открыть свое дело, гравируя сувениры или шедевры, спрос на которые никогда не упадет.

Если вы думаете, что работать дремелем трудно – видео в этой статье познакомит ближе с этим инструментом и поможет преодолеть скованность.

Работа с гравером для начинающих — разновидности и выбор нужной насадки

Один из вариантов декоративной обработки дерева — гравировка. Мастер вырезает рисунки, делает надписи, создает орнаменты. Работает вручную или пользуется механическими инструментами. С новыми технологиями: фрезером, гравером, лазером резчику стало легче обрабатывать древесину. При этом красота, оригинальность изображений не нарушилась.

Вырезание на бруске

Какие изделия можно сделать

Резьбой занимались с древних времен, о чем говорят найденные наскальные рисунки, орнаменты на посуде и других бытовых предметах. Люди вырезали изображения на разных материалах: камне, стекле, кости.

Резьба по дереву гравером — увлекательное занятие. С изобретением электрических помощников декоративная обработка стала проще, а рисунки — сложнее и изящнее.

Резьба по дереву сделалась популярной не только в России, а во многих странах мира. Например, Канада, богатая лесами, славится своими зодчими.

Гравировкой стали украшать:

  • панно, картины;
  • резные балясины;
  • иконы, иконостас;
  • спинки кроватей, фасады мебели;
  • наличники для деревянных срубов, бань;
  • киоты, рамки.

Брелоки, ручки ножей, угловые декоры — чего только не украшают деревянных дел мастера.

Для справки! Гравер — инструмент, который заменил ручное нанесение рисунков на древесине. Кроме того, прибором можно шлифовать, полировать мелкие детали, выполнять длинный ряд действий.

Правила работы для начинающих

Гравером работают не только на древесине, но и на камне, коже, стекле, металле, кости, пластике. Чтобы работа вышла качественной, а резчику было удобно выполнять ее, надо знать, как работать с гравером, и придерживаться правил. Особенно это важно для новичков.

Начинающим резчикам желательно осваивать технику резьбы ручным гравером, а не электрическим.

Для начала «набивают» руку. Учатся резать канавки, бороздки, простые фигуры. Необходимые инструменты для работы ручным гравером по дереву:

  • штихели с тонкими стальными стержнями (v-образные, угловые, плоские);
  • лампа с линзой;
  • пуансоны (для пунктирных линий, точек);
  • стамески;
  • подложка под заготовку.

Начинающему резчику желательно пользоваться учебным пособием с готовыми рисунками, орнаментами и техникой выполнения или взять несколько уроков у профессионалов.

Обратите внимание! При работе гравером по дереву заготовку кладут на маленькую подушку, чтобы материал не скользил. Саму подушку фиксируют двусторонним скотчем.

Правила резьбы по дереву гравером начинающим резчикам:

  • Рабочий стол должен быть свободным, никаких ненужных предметов.
  • Специальная лампа для мягкого освещения рабочего места.
  • Недопустимо дергать инструмент в разные стороны, баловаться с ним, стучать по столу.
  • Нельзя оставлять гравер доступным для детей.
  • При работающем инструменте непозволительно снимать или менять насадку.
  • Во время работы прибор следует держать на расстоянии от лица, чтобы случайно не пораниться.
Читайте также  Аргоновая горелка своими руками

Все насадки, фрезы, инструменты, необходимые для работы, должны раскладываться по полкам, ящикам, чтобы доставать было удобно, никуда не тянуться.

Полки с инструментами резчика по дереву

Рекомендации по выбору насадок

Дерево обрабатывают соответствующей бормашиной с 2-мя главными параметрами:

  • мощностью;
  • количеством оборотов основного вращающего шпинделя.

Обратите внимание! Удобнее работать бормашиной, снабженной переключателем мощности (не должна быть меньше 250 Вт). Иначе придется часто отключать гравер для остывания и прерывать работу.

Выбор насадок зависит от вида работы.

Вместе с бормашиной в комплекте имеются нужные насадки:

  • фрезы, шарошки;
  • сверла;
  • войлок для полировки;
  • отрезные круги, шлифовальные;
  • цанги.

Комплектация насадок у производителей бормашин различная, но, как правило, есть все необходимые для работы гравером по дереву начинающим мастерам.

Если резчик — не новичок, и знает, как работать гравером, ему могут понадобиться алмазные насадки (с алмазным напылением). Они не всегда идут в комплекте с бормашиной, поэтому придется покупать.

Для удобства работы бором, особенно неопытным резчикам, желательно приобрести гибкий вал.

Понадобится и штатив, на который вешают бор.

Обратите внимание! Гибкий вал влияет на мощность двигателя гравера, снижает почти вполовину.

Китайские наборы для резьбы по дереву стоят дешевле, чем у других производителей. Но пользователи отмечают, что китайские боры работают слишком шумно, а фрезы, идущие в комплекте, плохо заточены, быстро тупятся.

Опытные резчики всегда приобретают дополнительные насадки, а начинающим осваивать азы художественной резьбы, будет достаточно китайского гравера с насадками в комплекте.

Главное, обращать внимание на то, чтобы насадки были предназначены для обработки древесины. Например, шарошки по металлу из-за углов заточки не смогут резать дерево.

Мастер-класс начинающему резчику по дереву

Сначала подбирают древесину. Опытные мастера не советуют применять сосну, поскольку слоистая: сочетается мягкий слой с твердым.

Описание порядка действий художественной резьбы.

  1. Сначала рисуют эскиз. Или подбирают фотографию, картинку из других источников, например, из интернета.
  2. Накладывают копировальную бумагу на рабочую деревянную поверхность, а сверху — рисунок. Закрепляют зажимами.
  3. С помощью резаков вручную делают контур будущего изображения.
  4. Рисунок и фон шлифуют. Шлифовка — занятие трудоемкое и кропотливое.
  5. Покрывают морилкой. Наносят лак. Но не всем мастерам нравится лаковое покрытие. Они используют олифу, которая не дает ненужных бликов, изделие остается матовым.

Так выглядит работа начинающих резчиков.

Технология выполнения резьбы бормашиной

Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.

Набор шарошек

Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.

После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

Уход за гравировальным оборудованием и инструментом

Чтобы гравер дольше работал, выполнял свои задачи, надо ухаживать за инструментом.

Перед включением нужно осматривать бор: не образовались ли вмятины, трещины, сколы.

При работе бормашины выходит много пыли, стружки, которая засоряет инструмент. После каждого применения гравер необходимо чистить, вытряхивать мусор.

При отсутствии принудительной вентиляции гравер отключают после 15-20 мин. работы, чтобы остыл.

Опытные резчики не рекомендуют работать тупыми фрезами. Необходимо вовремя менять их или затачивать.

Обратите внимание! Разница заточки зуба у фрез влияет на работу бормашины.

Меры предосторожности и обустройство рабочего пространства

Резьба по дереву гравером — занятие не только увлекательное, но и травмоопасное. Надо соблюдать меры предосторожности.

  • Рабочий стол с ровной поверхностью не должен качаться.
  • Одежда мастера — без длинных широких рукавов, передник. На голове — шапочка или платок, чтобы волосы не свисали со лба или плеч.
  • Желательно защитить глаза очками от попадания стружки, опилок.
  • Остроту фрез проверяют на дереве, а не пальцами. Чем острее зуб заточки, тем больше вибрирует гравер, значит, надо уменьшать скорость.
  • Проверять целостность электрических шнуров, следить, чтобы не закручивались.

В мастерской или поблизости должна быть аптечка со средствами для оказания первой помощи.

При работе гравером по дереву испытывают позитивные эмоции, радость от красоты стильных изделий, созданных своими руками.

Такие шедевры создают деревянных дел мастера

Обучиться декоративной резьбе можно в любом возрасте. Главное — желание.

Коровин Сергей Дмитриевич

Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства.

  • Как рассчитать, сколько кубов бетона нужно на фундамент?
  • Как обычная пластиковая бутылка может справиться с засором в ванной или туалете?

—>

От идеи до результата. Резьба по дереву с помощью гравера. Пауэркарвинг

Народ, всем привет!

  • Немного предыстории

Давным-давно, а именно полгода назад, решили мы заняться резьбой по дереву. Да не просто резьбой по старинке (ножичками, да стамесками), а пауэркарвингом (читать «мощное вырезание»)! Если по-русски, то это резьба по дереву при помощи инструментов (в нашем случае это гравер), питающихся от розетки, делающих большое количество оборотов рабочей насадки, ну и имеющих обильное количество этих самых съемных насадок. При поиске этой темы практически не было каких-то интересных обучающих видео или статей на русском языке, все на английском, но и на том спасибо, можно было посмотреть технику работы визуально, хоть и ничего не понятно, что они там говорят. Так вот и решили мы начать хотя б писать по этой теме, вдруг кому интересно Сразу просим заметить, что мы не супер профессионалы, делимся своим небольшим опытом, который, как надеемся, кому-то да пригодится. Ну, как говорится, разговаривать — это не пауэркарвингом заниматься, поэтому поехали.

P.S. Это статья вводная, много лирики, постарались написать все по делу, но без лишних подробностей. В дальнейшем сделаем больше публикаций, где подробно распишем каждый аспект производства.

  • С чего начать

Как и написано в теме публикации — все начинается с идеи. Идеи того, что вам все-таки это надо и стоит обзавестись кое-какими инструментами. А, ну и деревом, конечно. Делать же из чего-то надо ваши красивые штучки.

Инструменты

На первых порах вам нужен минимум:

— Карандаш с листочком — для эскиза;

— Лобзик — выпиливание заготовки из дерева. На первых порах хватит и простого ручного — они недорогие, просты в использовании, короче кайф. Единственный минус — все это выпиливание оооочень долго происходит и срез может не совсем ровным получится, но все это в навык упирается. Для начала — норм;

— Гравер — собственно сам виновник данной статьи. Этой штукой мы и придаем нашей заготовке форму. Есть разные варианты — от супер дешевых до дорогих. Основной принцип у всех одинаковый — вставляете нужную насадку, включаете, выставляете скорость и успех — она вращается. Начинающим можно взять и дешевый вариант, сами так делали, прекрасно справлялся с поставленными задачами. Сейчас этот гравер тусуется у мастеров-керамистов, они довольны (привет, Сорока). В довесок к граверу можно взять набор дешевых насадок, а потом, по мере надобности, покупать новые;

— Наждачка — приводим наше изделие к товарному виду. Есть свои тонкости, если интересно, то можем посвятить этому отдельную публикацию, как и по всем остальным вышеперечисленным пунктам;

Читайте также  Как сделать ящик для инструментов своими руками

— Средства защиты — для защиты органов дыхания, глаз и ваших умелых пальцев.

Дерево

Плюс гравера в том — что многие его насадки берут любую древесину. Например, наждачному барабану все равно на мягкие и твердые волокна — с одинаковым успехом режет все. Но какие-нибудь алмазные насадки будут «запинаться» об твердые волокна, поэтому если будете резать что-то супер высокохудожественное, то лучше выбирать либо мягкую древесину, либо без ярко выраженных твердых волокон.

  • Производство

Ну вот, вроде с инструментами и материалом разобрались. Что дальше? Ну а дальше начинаем работать.

Эскиз

Допустим, у вас уже есть какая-то идея изделия в голове. Советуем для начала перенести ее на бумагу. Тут сразу может встать вопрос — это че, мне рисовать надо? Такая жизнь, ребят — надо. Почему? Потому что так вам будет проще резать. Когда вы сами нарисовали эскиз, то вы понимаете форму своего изделия, вам становится проще его сделать. Так что просто вбиваете в интернетах запрос по вашей идее, открываете картинки и начинаете. Срисовываете что понравилось, да стилизуете. Конечно, если прям совсем тяжело с этим, то можно попросить друга или подругу нарисовать вам эскиз, но все-таки советуем делать это самим.

Вырезание заготовки

Допустим, у нас есть эскиз и деревяшка, из которой мы будем делать наше изделие. Нужно перенести наш эскиз на дерево, ну тут все просто: сканируете/фотографируете, распечатываете, приклеиваете; копировальная бумага, обводите контур, готово; можно просто перерисовать. Кто как хочет, так и переносит, как говорится.

Теперь берем лобзик, да начинаем выпиливать контур. Тут ничего сложного. Вот как примерно это выглядело у нас.

Работа гравером

Ну а теперь самое интересное — у нас есть заготовка и гравер с кучей (или не кучей насадок). Так как сейчас пишем без какого-то конкретного примера, то дадим вам просто несколько общих рекомендаций:

— Самая универсальная насадка — барабаны с наждачкой. Входят в комплект всех дешевых наборов, удобные, разнозернистые, разноразмерные, можно даже самим сделать при желании, короче, огонь. Обычно мы ими делаем общую форму заготовки. Закругляем, придаем рельеф, в общем, весь основной объем изделия на них. НО! Будьте аккуратны, сильно на заготовку не давите, когда резать будете — можете с непривычки снять слишком много материала или немного подпалить / пережечь изделие. Тише едешь — дальше будешь!

— Насадки с алмазным напылением — хорошо подходят для всякого рода детализации. После придания основного объема наждачными барабанами, если у вас на изделии есть какие-то небольшие детали, то можете смело пользоваться этими насадками. Так же по-тихоньку, без нажима и все у вас получится!

— Еще советуем попробовать насадки из скотч-брайта. Удаляют лишний ворс, да и шлифуют-полируют неплохо.

Это список насадок, которые идут в дешевых комплектах. Для нас это стало такой своеобразной «базой», которую мы используем. Иногда подключаются другие насадки, но это — прям основа.

И еще, не забудьте про защиту. Пылищи оооочень много. Поэтому если не хотите сморкаться буратинами, то обязательно — защита дыхания и глаз.

Главное — пробуйте, пытайтесь, учитесь в процессе и все получится!

P.S. Потом сделаем статейки с мастер-классами, там уже подробно расскажем как работаем с тем или иным изделием.

Шлифовка и обработка

Ну тут все просто, берете наждачку разной зернистости и начинаете приводить изделие к товарному виду. Мы, в основном, используем зернистости: 120, 240 и «нулевку». Времени займет много, поэтому просто наберитесь терпения и все получится. После шлифовки можете обработать изделие маслом или лаком.

Вроде все. Примерный сценарий создания изделия такой. Кое-где есть свои тонкости, но о них чуть позже. Будем рады ответить на ваши вопросы, если появятся, ждите подробных мастер-классов по созданию деревянных украшений.

Гравировка по дереву

Гравировка – один из самых деликатных способов обработки древесины. Она предусматривает нанесение на материал фигурных рисунков или сложных орнаментов ручным или механическим методом. При этом изображения могут украшать фасады мебели, посуду, сувенирные и прочие изделия. Ценителей резного искусства часто интересует, как осуществляется гравировка по дереву своими руками. Её делают, применяя штихели, фрезы, пуансоны, дремели и лазерные станки. Выбор конкретного инструмента влияет на технику нанесения орнаментов, узоров и изображений.

Особенности искусства

Метод гравировки материалов берёт своё начало от древних рисунков. Их оставляли на стенах пещер, незамысловатых предметах быта, примитивной каменной посуде. Со временем гравировкой стали украшать деревянные изделия, например, резные прялки, фасады мебели, панно.

В настоящий момент технологии обработки материала сильно изменились. Если раньше мастера гравировали предметы ручным методом, то теперь это происходит с помощью механических станков (гравёров, фрезеров и т. д.).

Подобные технологии оптимизируют процесс обработки древесины, экономя время на создание узоров. Несмотря на это, станочные орнаменты отличаются высокой детализацией, красотой и оригинальностью.

Наиболее часто метод гравировки используют при создании:

  • резных фасадов мебели (на шкафах, кроватях, столах и т. д.);
  • дверей и карнизов;
  • деревянной посуды (ложек, разделочных досок и т. д.);
  • панно и картин;
  • шкатулок, икон, декоративных изделий для интерьера;
  • сувениров.

В дальнейшем гравировка по дереву получила широкое распространение, во многом благодаря изящности и оригинальному внешнему виду изделий.

Похожие материалы:

Основные инструменты для работы

Как делать гравировку на дереве начинающим мастерам? Техника будет зависеть от используемого инструмента. Наиболее часто для гравировки резчики применяют:

  1. Штихели. Инструменты имеют тонкие стальные стержни разной формы. Благодаря этому мастера могут создавать канавки, желобки, геометрические фигуры и иные элементы орнамента. Штихели используют исключительно при ручной гравировке, которая занимает много времени, а также требует полной отдачи и креативности.
  2. Пуансоны. Инструменты визуально напоминают гвоздь. Пунсоны имеют острую рабочую часть, с помощью которой гравируют пунктирные линии и точки различной глубины или диаметра.
  3. Бормашины. Как сделать гравировку на дереве, применяя данный инструмент? Для этого на заготовку наносят контур узора, а затем, подобрав нужную насадку, вырезают материал. Бормашины не просто механизируют процесс изготовления изделий, но и ускоряют его, поскольку частота их вращения может достигать 35 тысяч об/мин.
  4. Фрезерно-гравировальные станки. Ассортимент моделей позволяет использовать такую технику не только в промышленности, но и в домашних условиях. Подобные станки подходят для гравировки небольших заготовок (формата листа А4), цилиндрических предметов, сувениров и т. д. Основным рабочим элементом инструмента выступает фреза, которая, вращаясь, осуществляет отделку материала.

Лазерная гравировка по дереву – новейшая технология, получившая широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве. Её осуществляют на специальных программируемых станках, которые выполняют функции 3D-принтеров. С их помощью можно обрабатывать эскизы на компьютерах, создавая эксклюзивные орнаменты, а также гравировать плоскую или округлую древесину.

Ценителям ручной работы

Начинающие мастера, как правило, отказываются от электрооборудования при резьбе. Они предпочитают обрабатывать древесину ручным методом. Такая технология предусматривает использование:

  • набора штихелей (в него входят округлые, плоские, угловые, V-образные и прочие инструменты);
  • пуансонов для пунктирных линий;
  • лампы с линзой;
  • приспособления, подкладываемого под заготовку.

Как делается гравировка по дереву своими руками при использовании таких инструментов? Если у резчика нет опыта, необходимо применять учебное пособие, в котором представлены узоры и техники их исполнения.

Далее мастерам нужно положить заготовку на подушечку, чтобы предупредить скольжение материала. Для её фиксации также можно использовать двусторонний скотч. Затем начинающие резчики должны перенести орнамент на заготовку, делается это с помощью трафарета. Его прикладывают к материалу, а потом обводят контур. По нему осуществляют резку, ориентируясь на инструкции пособия.

Если вас интересует гравировка по дереву своими руками, видео из интернета помогут в освоении техники. Ведь теперь информацию по декоративно-прикладному искусству можно получать не только из книг.

Гравировка материала бормашинками

При работе с деревом можно использовать иные инструменты, которые помогут сэкономить время. Наиболее простые из них – бормашинки с заменяемыми насадками. Этапы гравировки этими инструментами предусматривают:

  1. Выбор материала. Работу лучше проводить на породах с монолитной текстурой: ольхе, берёзе, буке, липе и т. д. Твёрдая и смолистая древесина по типу сосны или дуба менее пригодна.
  2. Перенос эскиза. Рисунок переводят на доску с помощью простого карандаша, заштриховывая фон картинки.
  3. Проработка контура. Для гравировки подбирают круглый звёздчатый бур. При этом диаметр инструмента лучше брать маленького размера. Глубину контура можно варьировать самостоятельно: чем она больше, тем сильнее орнамент будет выступать над фоном. Благодаря этому мастер может создавать реалистичные и объёмные узоры.
  4. Гравировка фона. Для его «забивки» используют бор среднего размера. При гравировке фона важно следить, чтобы инструмент не касался самого узора.
  5. Шлифовка. Завершающий этап. Проводится с помощью наждачной бумаги с низкой абразивностью.
Читайте также  Кормоэкструдер своими руками

Гравировка гравером по дереву своими руками, как и обработка материала ручными инструментами, это достаточно сложный процесс. Однако специалисты компании «Русский Бондарь» освоили его в совершенстве. Обращаясь к нам, клиенты смогут купить в ассортименте сувениры, мебель и оригинальные детали интерьера, выполненные в лучших традициях гравировального искусства.

Гравировка по дереву

  1. Особенности ремесла
  2. Оборудование и инструменты
  3. Сюжеты для работ
  4. Как гравировать?
  5. Полезные советы

Гравировка по дереву — очень важное и весьма интересное занятие с огромными перспективами. Существует большое количество гравировальных станков для начинающих, машинок, аппаратов и других приспособлений. Но в целом основные приемы и стратегии гравировки по дереву своими руками примерно одинаковы, и их следует подробно изучить тем, кто планирует заниматься таким делом.

Особенности ремесла

Не стоит думать, что гравировка по дереву окажется проще, чем аналогичные манипуляции с металлом. В реальности все точно наоборот: это не менее тонкое и скрупулезное дело, хотя и требующее вроде бы меньших усилий со стороны операторов и их техники. Очень долгое время подобная работа выполнялась только вручную. Старая ручная гравировка на деревянных изделиях до сих пор заставляет восхищаться. Ее оценят даже люди, отличающиеся тонким художественным и эстетическим вкусом. Но сегодня гравирование с помощью механической аппаратуры позволяет выполнять даже еще более тонкие и сложные узоры, рисунки.

Точность и сложность выполняемых изображений заметно выросли за последние десятилетия. И этому, несомненно, помогло как раз появление специальных аппаратов. В зависимости от замысла, картинка может демонстрировать самые разные сюжеты и настроения, воплощать что угодно: в этом и заключается ее прелесть.

Станки последнего поколения способны создать на дереве:

  • точную копию фотоснимков;
  • маркировку;
  • разнообразные виньетки;
  • рельефы (включая и барельефы высокой сложности).

Оборудование и инструменты

Самое главное различие между отдельными гравировальными станками по древесине заключается в том, что они могут быть рассчитаны на домашнее либо промышленное использование. Это неизменно отражается на их размерах, мощности и производительности. Также отличаются, конечно, и функциональность, спектр выполняемых работ. Начинающий мастер, скорее всего, будет работать с упрощенной гравировочной техникой.

Но и ручные модели довольно сильно отличаются. Так, известны бормашины с различной скоростью кручения рабочей части и с разной величиной крутящего момента. Чего стоит избегать, так это моделей, в которых рабочая часть движется со скоростью от 30 тысяч оборотов за минуту. Все равно на практике такие модификации окажутся практически непригодными.

Еще стоит понимать, что аппараты, которые способны действовать на высоких оборотах и одновременно переносить значительные нагрузки, при современном уровне техники создать невозможно.

Потому придется выбирать либо одно, либо другое преимущество. Ручные приборы для манипуляций с деревом делятся на три основных типа:

  • верхний (имеет подвижную либо неподвижную схему);
  • кромочный (используется для манипуляций с кромками);
  • погружной (такие модели считаются самыми удобными, но с ними надо разбираться очень внимательно).

Ручная машинка в основном позволяет выполнять только самые простые манипуляции. Но в умелых руках и она становится отличным средством, потому пренебрегать такой техникой не следует. Надо лишь понимать, что для серьезных работ уже нужен настольный или даже напольный агрегат с ЧПУ. Его использование существенно расширяет эстетические возможности мастера, вдобавок обеспечивая непревзойденную производительность.

В набор хорошего мастера всегда входит как минимум 2 модели станков:

  • компактный, действующий на высоких скоростях;
  • мощный, с усиленным рабочим наконечником.

К каждой из этих версий могут поставляться специальные насадки и сверла. Качественная резка при использовании добротной аппаратуры проблем не вызывает. Очень важную роль играет хвостовик, при помощи которого рабочее приспособление удерживается в отведенном месте.

Опытные мастера стараются подобрать и разнородную общую оснастку, потому что именно ее возможности прямо влияют на эффективность работы.

Алмазными бурами пользуются преимущественно для доводки отверстий. Но поскольку такая функция может понадобиться решительно любому мастеру, на нее стоит обратить особое внимание. Среди бюджетной оснастки наиболее важны приспособления, сочетающие резину и абразив. Разница между конкретными моделями состоит в конфигурации рабочего наконечника. Необходимо понимать, что для профессиональной работы простой абразивной оснастки недостаточно. Здесь придется использовать более сложное оборудование.

Сюжеты для работ

Получение текста и простых рисунков путем резьбы по дереву очень привлекательно. Помимо технических моментов, важно и то, что именно наносить на поверхность. Гнаться за особой оригинальностью мотива не надо: ее следует проявлять в воплощении своего замысла. Очень хорошо во многих случаях смотрятся замысловатые абстрактные композиции. Можно выбирать не только типичные геометрические, но и искусственные растительные сюжеты. Впрочем, и самые обычные фигуры (круги, треугольники, ромбы и прочее), если продумать как следует применение, могут быть очень привлекательны. Неплохими решениями также будут:

  • портретные композиции;
  • стилизации реальных и мифических животных, растений;
  • натюрморты;
  • жанровые и тематические сценки.

Как гравировать?

С самого начала стоит учесть, что гнаться за особо сложными и дорогими аппаратами не стоит. В умелых руках даже техника и оснастка бюджетного класса демонстрируют буквально чудеса. Начинают работу всегда стоит с наиболее острых насадок. Другие можно применять лишь для финишной обработки. Разумеется, надо уточнять подробности и цветовую маркировку у конкретного производителя. Фрезерующая насадка на гравер обычно содержится в комплекте поставки. В идеале на замену ей по мере износа следует покупать изделие той же фирмы. Чтобы влиять на глубину гравировки, придется варьировать силу нажима. Остроту инструмента нужно проверять до начала работы.

Чтобы создать ювелирно изящный рисунок, используют разные насадки. Надо знакомиться с отзывами о них, описаниями и другими важными тонкостями. Ручная обработка всегда подразумевает строгую фиксацию заготовки с помощью специальной подушечки. В противном случае изделие будет проскальзывать, и выполнить работу как следует не выйдет. Максимальную точность переноса рисунков на поверхность обеспечивают трафареты. Их используют даже профессионалы, так что сомневаться не стоит.

Очень полезно изучать опыт других мастеров и знакомиться с их видеокурсами: так можно открыть для себя немало новых моментов.

Полезные советы

Начинающим граверам будет интересно сделать своими руками бормашину. За ее основу берут электродвигатель от стиральной машины или иной электромотор аналогичной мощности. Ремень для передачи импульса и наконечники в этом случае приобретают отдельно. Самодельный инструмент оборудуют штативом для удобства крепления насадок и манипуляций деталями. Конечно же, чтобы научиться гравировке по дереву, надо двигаться от простого к сложному, а также хотя бы несколько раз «набивать руку» на каждом виде работ определенной сложности.

Самой лучшей древесиной считается:

  • буковый;
  • ольховый;
  • липовый;
  • грушевый массив.

А вот гравировка на сосне или ясене не всегда получается правильной, и высокого качества рисунка на таком дереве добиться крайне сложно. Чтобы оформить фон на большой заготовке, надо применять насадку с ограничителем. Глубина прореза задается заблаговременно.

Чтобы не совершить ошибки в домашних условиях, надо приноровиться к действию конкретной машины на черновой заготовке. Полезно предусмотреть мощную подсветку для рабочей зоны.

Типичная последовательность манипуляций при получении простых изображений:

  • перенос трафарета на поверхность;
  • обводка по контуру звездообразной либо игольчатой фрезой;
  • обводка большим наконечником (с выборкой фона);
  • шлифование базовой поверхности мелким наждаком;
  • оформление небольших деталей;
  • полировка с помощью валика из войлока;
  • снятие морилки везде, кроме фона;
  • формирование основы за счет использования нейтральной краски.

Важно соблюдать и меры безопасности:

  • проверять прочность и устойчивость поверхности;
  • носить плотную спецодежду;
  • носить головные уборы и убирать волосы;
  • освещать рабочее место так, чтобы не падали тени;
  • поддерживать площадку в чистоте;
  • регулярно проверять исправность изоляции, заземление;
  • останавливать инструмент, лишенный вентиляционных систем, через 10 минут работы;
  • соблюдать меры пожарной защиты.