Искусственное старение меди

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Чтобы придать поверхности медного изделия светло-коричневый цвет, необходимо обработать его смесью натриевого хромпика (124 г/литр), азотной (15,5 г/литр) и хлористоводородной (4,65 г/литр) кислот, 18-процентного сульфида аммония (3–5 г/литр). Такой раствор наносится кистью и выдерживается в течение четырех-пяти часов.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Способы и правила патинирования меди

Патинирование меди, или оксидирование, — это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.

По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:

  • Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
  • Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
  • Термический (воздействие огнем).

Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.

Быстрые способы

1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них — термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового — по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.

2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.

  • Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
  • При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
  • Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.

3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты — использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.

Состав с серной печенью

Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

  • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
  • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.

Оксидирование в парах аммиака

Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях — до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют — перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

Читайте также  Обработка меди от окисления

Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

Патинирование в опилках

Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:

  • 16 грамм соли;
  • 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
  • 700 мл воды.

Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.

Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.

Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:

  • Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
  • Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).

Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.

Электрохимический способ

Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» — на обрабатываемую деталь.

Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках — раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.

  • Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
  • В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит — при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
  • К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.

Патинирование медной монеты

Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V — фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.

Зависимость цвета патины от времени воздействия.

Время воздействия, секунд Оттенок оксидной пленки для меди
2 Коричневый
2-3,5 Фиолетовый
3,5-5,3 Синий
5,3-6,3 Голубой
6,3-8,5 Бледно-зеленый
8,5-12 Желтый
12-13 Оранжевый
13-15,5 Красно-лиловый
15,5-17 Зелено-синий
17-21 Зеленый
21-25 Розово-красный

Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.

Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.

Искусственное старение меди

Сейчас набирает популярность техника плетения из проволоки wire wrap и идеальным материалом для нее является медь – мягкая, удобная и, кроме того, известна своим бактерицидным действием. В естественных условиях металл покрывается налетом благородной патины, но ждать придется слишком долго. Как в таком случае поступить?

Как в короткий срок придать своей работе законченный вид, расставить необходимые акценты, добавить некую магию и очарование старины? Для этого используют технику искусственного патинирования, заключающуюся в создании декоративного цветного покрытия на поверхности меди.

Патинирование позволяет расширить возможности художественных средств и приемов для реализации авторских идей с яркой индивидуальностью и выразительностью.

Цвет меди в естественных условиях изменяется несколько раз, начиная с момента рождения и до полного формирования патины на ее поверхности. Непосредственно после изготовления металла он покрывается оксидом Cu2O и поверхность меди становится нежно-розовая и блестящая. Под действием кислорода воздуха пленка из оксида меди Cu2O становится более толстой и цвет густеет; медь становится ярко красной. Затем на ней начинает образовываться оксид черного цвета. Затем цвет темнеет и постепенно меняется на коричневый. Становясь все более непрозрачным, слой CuO меняет цвет меди с темно-коричневого в итоге на антрацитово-черный. Затем эта поверхность развивается далее, под воздействием находящихся в воздухе углерода, серы, хлоридов и влаги на ней образуются различные меднозакисные соли, обладающие зеленым цветом, иногда с синеватыми или голубоватыми оттенками. С течением времени наступает последняя стадия процесса окисления и на поверхности образуется ярко-зеленый, иногда зеленый с голубовато – синим оттенком слой патины. На этом процесс практически прекращается. Это и есть так называемая патина, под ней находится оксидная пленка, а затем чистая медь. Защитная пленка образуется со скоростью от 1 до 2 микрона в год.

В зависимости от экологического состояния и химического состава атмосферы формирование патины занимает от 8 до 30 лет, и ее оттенок во многом определяется окружающей атмосферы, которая различна в разных регионах.

Медь – металл розовато-красного цвета, плотность медь 8,95 г/см3, температура плавления 1083 °С. Медь кристаллизуется в гранецентрированной решетке и не имеет полиморфных превращений. На воздухе при наличии влаги и углекислого газа медь медленно окисляется, покрываясь пленкой патины зеленого цвета, которая является щелочным карбонатом меди (СuОН)2СО3. Эта пленка в определенной мере защищает медь от дальнейшей коррозии.

Применение меди и ее сплавов обусловлено их высокими характеристиками механических свойств при низких температурах, хорошей коррозионной стойкостью и высокой теплопроводностью. Медь и ее сплавы имеют удовлетворительную технологичность. Медь хорошо деформируется, хорошо сваривается и паяется, поэтому она часто используется как материал для изготовления украшений в технике wire wrap. Также часто используется латунь – это сплав меди с цинком. Она хорошо обрабатывается давлением как в горячем, так и в холодном состоянии, обладает хорошими механическими характеристиками, сопротивляется воздействию внешней среды, но без покрытия со временем чернеет. Латунь и медь не всегда легко отличить друг от друга неспециалисту, тем не менее первая обладает твердостью, износоустойчивостью, она менее тугоплавкая, но более ковкая и вязкая, а потому удобнее в обработке.

Естественное и искусственное патинирования сплавов меди

Патина (итал. patina), пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Патина второго типа создается для предохранения произведений искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях (декоративная ценность патины как «налета старины» была впервые осознана художниками Древнего Рима). Патинированием называют также окраску «под бронзу» изделий не из медных сплавов (например, гипсовой скульптуры). При атмосферном старении изделий из меди и двух ее основных сплавов – бронзы и латуни – образуются карбонаты меди: ярко-зеленый малахит Cu2(CO3)(OH)2 и лазурно-голубой азурит Cu3(CO3)2(OH)2. Для цинксодержащей латуни возможно образование зелено-синего розазита состава (Сu,Zn)2(СO3)(OH)2. Основные карбонаты меди можно легко синтезировать в домашних условиях, приливая водный раствор кальцинированной соды к водному раствору соли меди, например медного купороса. При этом в начале процесса, когда в избытке находится соль меди, образуется продукт, более близкий по составу к лазуриту, а в конце процесса – при избытке соды – к малахиту.

В естественных условиях зеленая патина образуется на поверхности медного кровельного листа в течение 5–25 лет, в зависимости от климата и химического состава атмосферы и осадков. В первые 3–6 мес медь тускнеет, затем за 1–3 года постепенно приобретает темно-коричневый цвет и олько потом – зеленый. Повышенная влажность, соли, сернистый ангидрид и другие агрессивные газы ускоряют этот процесс.

В географических зонах с относительно высоким содержанием солей хлора в воде и воздухе, то есть вблизи морей, изделия из меди и медных сплавов подвергаются разрушительному воздействию хлоридов меди (I и II), которые участвуют в сложном циклическом процессе окисления меди с участием воды и кислорода. В результате реакций образуются основные хлориды меди: темно-зеленый атакамит, синевато-зеленый боталлакит и зеленый паратакамит состава Cu2Cl(OH)3. Эти соединения являются изомерами, то есть у них одинаковый химический состав, однако они отличаются строением кристаллических решеток, что приводит к различию в цветовых оттенках и к разным физическим свойствам.

Естественное образование патины на поверхности меди препятствует ее дальнейшей коррозии. При этом важно, чтобы не менялся химический механизм ее образования, так как в противном случае можно получить обратный эффект. Толстые, 3–6-миллиметровые, кованые листы кровельной меди, которые использовали мастера в древности, обладают высокой атмосферной стойкостью. Рекордсменом, по-видимому, является медная крыша собора в Хильдесхайме в Нижней Саксонии (Германия), которому уже 700 лет.

Естественная или искусственная патина на бронзовых музейных экспонатах, скульптуре, археологических находках выполняет не только функцию защитно-декоративного покрытия, но и создает определенный художественный облик предмета. Исстари любое художественное изделие из металла декорировалось защитной пленкой, причем мастера учитывали назначение предмета и материал, из которого он выполнен. Возможно, кто-то из старых мастеров обратил внимание на черно-коричневый налет, образующийся от перегоревшего масла и жира на стенках чугунной посуды. Там, где была такая пленка, посуда не ржавела. Потом пленку стали намеренно наносить на скульптуру и другие художественные отливки из чугуна. Прочное покрытие надежно защищало металл от ржавчины и делало работу краше, своеобразнее.

Искусственные патины неустойчивы в атмосферных условиях, и их обычно покрывают слоем воска, лака, олифы. Эти органические покрытия некоторое время выполняют защитную функцию, затем неравномерно разрушаются; при этом защитная пленка растрескивается и шелушится, возникают очаги неравномерно изменяющейся патины. Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам. Пленки различных оттенков коричневого цвета однослойные и состоят, как и естественные, из оксида меди (I), зеленые и голубые искусственные патины, по цвету подобные естественным, двухслойны. Внутренний слой в них образован оксидом меди (I), а наружный – основными солями меди. В искусственных патинах редко встречаются карбонаты меди (малахит и азурит), но часто – основной нитрат меди. В отличие от естественных патин, искусственные обычно образованы одной солью, часто с примесью промежуточных продуктов реакций. Почти все искусственные пленки более тонкие, пористые, рыхлые, чем естественная атмосферная патина.

Патинирование раствором – серная печень

Подготовленную поверхность обрабатывают чаще всего раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серная печень). Получающиеся при этом пленки по химическому составу принципиально отличаются от естественных патин, имеют глухой черный цвет. Их, как правило, защищают от внешних воздействий обработкой воском, так как на открытом воздухе составляющие патину сульфиды достаточно быстро преобразуются в карбонаты и сульфаты. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах, в том числе на латунях и даже на старой патине; недостаток – однообразие сульфидных патин как по декоративным, так и по физико-химическим свойствам, достаточно быстрое их изменение под воздействием внешних факторов.

Серная печень является смесью различных полисульфидов калия с тиосульфатом калия. Получают серную печень сплавлением серы с поташом (карбоната калия К2СО3) в течение 15–20 мин. При доступе воздуха происходит взаимодействие между компонентами расплава и образуется коричневая вязкая масса:

4K2CO3+6S + O2 –> 2K2S + 2K2S2O3+4CO2.

Сульфидное патинирование изделий из меди и ее сплавов может быть достигнуто: а) нанесением растворов на нагретую или холодную поверхность; б) обработкой в холодном или горячем растворе; в) обработкой в парогазовой фазе. Качество пленок искусственной патины зависит от метода их получения и предварительной подготовки поверхности.

Патинирование в парах нашатырного спирта (аммиак (NH4ОН)

Цвета: темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый ярко-голубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе). Это химический метод оксидирования с помощью 10%-го водного раствора аммиака (гидроксида аммония).

Патинирование в опилках

Цвета: крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный – на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный – на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди.

Сульфат меди (СuSO4)

Используется этот химикат, если необходимо получить зеленый цвет, но в последствии изделие нельзя нагревать.

Цвета: бледно-зеленый. Пятнистый, неравномерный зеленый цвет. В результате патинирования этим составом получается довольно толстый и непрозрачный слой, так что текстура поверхности часто теряется.

Кроме благородных патин, существуют и вредные патины, разрушающие металл. Одна из них имеет, например, ярко-зеленый цвет – это так называемая дикая патина, состоящая из хлористых соединений меди. Эти соединения образуются на металле в условиях влажной среды и могут вызвать весьма активную коррозию, в результате чего металл превращается в рыхлую рассыпающуюся массу.

Вредная корродирующая патина другого вида, так называемая голубая патина Коха, представляет двойную соль углекислого натрия и углекислой.

Лабораторное патинирование раствором – серная печень

Готовим раствор: на 1 л воды 10–20 г порошка серной печени. Если нужна менее интенсивная окраска- в литр воды насыпаем 2–3 г поваренной соли и 2–3 г серной печени. Опускаем в раствор медную пластинку. После появления серого цвета необходимой тональности промываем пластинку чистой водой и сушим.

Наличие осадка на дне вполне допустимо и не влияет на результат оксидирования. Кисточкой наносим раствор на поверхность металла, пытаясь распределить равномерно.

При комнатной температуре в 1% растворе я получила следующие результаты:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Дача. Органическое земледелие (1394)
  • Валерий Медведев. Выращивание овощей. (50)
  • Огородные культуры (продолжение) (50)
  • Ягодные кустарники (50)
  • Выращивание цветов (50)
  • Интересный опыт. Огород — 2 (49)
  • Полезности — 2 (49)
  • Заболевания и проблемы (49)
  • Защищаем сад и огород от вредителей (49)
  • Выращивание рассады (49)
  • Удобрения, подкормки (49)
  • Интересный опыт. Огород. (48)
  • Полезности (48)
  • Огородные культуры (47)
  • Олег Телепов (43)
  • Сидераты, мульчирование (42)
  • Инсектицидные растения (38)
  • Полезности — 3 (36)
  • Зеленая аптека (36)
  • Посев семян (35)
  • Ваше плодородие. (34)
  • Календарь огородных работ (34)
  • Видео (31)
  • Декоративные кустарники, лианы (30)
  • Цветники (28)
  • Распопов Г.Ф. (26)
  • Сделаем сад красивым (23)
  • Теплица (23)
  • Выращивание цветов 2 (21)
  • Б.Бублик. «Ваше плодородие» (20)
  • Видео 3. (19)
  • О семенах (19)
  • Использование ЭМ-технологий в саду и огороде (19)
  • Смешанные посадки (19)
  • Выращивание винограда (18)
  • Удобрения, подкормки (продолжение) (17)
  • Защищаем сад и огород от вредителей (продолжение) (17)
  • Выращивание овощей на малых площадях. Япония. (17)
  • Выращивание рассады (продолжение) (16)
  • Видео 4 (14)
  • Садовые культуры (14)
  • Экзотика на наших грядках (12)
  • Родовое поместье Олега Сафронова (10)
  • Кузнецов А. Биотехнология природного земледелия (10)
  • Высадка рассады в открытый грунт и теплицу (9)
  • Ландшафтный дизайн (9)
  • Размножение растений (7)
  • Автор: robinzoid (7)
  • Интересный опыт. Сад. (7)
  • овощи на подоконнике (6)
  • Ягодные кустарники 2(продолжение) (5)
  • Полезные свойства овощей (4)
  • Грибы на даче (4)
  • Видео 2 (3)
  • Огородные культуры 3 (2)
  • Интересный опыт. Огород 3 (2)
  • Заболевания и проблемы — 2 (1)
  • вязание (1389)
  • журналы (923)
  • рукоделие (418)
  • кулинария (402)
  • МК от Александра Ильина (11)
  • дети (335)
  • разное (304)
  • для дома (262)
  • Для настроения (1)
  • Советую приготовить (234)
  • советую приготовить на зиму (39)
  • Сладкая выпечка (34)
  • Готовимся к Новому году (24)
  • Торты, пироженые (24)
  • Несладкая выпечка (16)
  • Мясные блюда (14)
  • Очень вкусное печенье (13)
  • Десерты (13)
  • Рыбные блюда (12)
  • Вторые блюда (11)
  • Закуски (10)
  • Прочее (9)
  • Салаты (4)
  • Кексы (4)
  • Завтраки школьника (3)
  • напитки (3)
  • Первые блюда (3)
  • компьютер (218)
  • делаем сами (209)
  • здоровье (188)
  • Мы есть то, что мы едим (13)
  • Полезные травы, овощи, фрукты (12)
  • Здоровое питание (3)
  • Видео. Здоровье (1)
  • дача (169)
  • фотоподборки (164)
  • это интересно (100)
  • флора и фауна (71)
  • из бумаги (47)
  • Новый год (47)
  • конфетные букеты (36)
  • из газет (25)
  • города и страны (22)
  • праздники (21)
  • квиллинг (17)
  • интересные люди (16)
  • юмор (14)
  • декупаж (6)
  • Наши дети (3)
  • (0)

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Как с помощью нашатырки состарить медь

Винтажная медь

Рассказывает Nessime с форума http://www.ufamama.ru

Люблю медь, люблю проволоку. В некоторых случаях медь выглядит лучше, если придать ей налет винтажности, состарить ее. Существует несколько способов состаривания (вареным яйцом, серной мазью), но самым, на мой взгляд, быстрым и легким является состаривание нашатыркой. Это не мое изобретение, но я покажу как это происходит у меня.

Важно:
Перед началом работы с проволокой, я ее тщательно обрабатываю надфилем. Это помогает избавиться от лака, грязи, делает проволоку однородного чистого цвета. Плюс ко всему на проволоке от надфиля остаются микро царапинки, которые лучше держут потемневший слой.

Делаем из проволоки все, что подскажет фантазия и можно приступать непосредственно к потемнению.

Нам понадобится:
— Герметично закрывающаяся емкость (в моем случае банка от селедки
— Ватный диск
— Крышечка от мелкой банки (от майонезной, от горчицы или детского питания)
— Нашатырный спирт (из аптеки)

Ватный диск я вкладываю в мелкую крышечку от майонезной банки и пропитываю его раствором аммиака (нашатырем). Нашатырь равномерно распределяется по диску и площадь испарения увеличивается. Это позволяет экономнее расходовать нашатырь, плюс с ватного диска нашатырь не расплескается при извлечении готового изделия из плотнозакрытой банки.

Складываем медное изделие и крышечку с нашатырем в емкость и плотно закрываем крышкой. Потемнение происходит достаточно быстро (5-10 минут), можно пока почитать форум

Время прошло, можно доставать готовое изделие красивого шоколадного цвета. Только будьте аккуратны, открывая банку, не вдохните вырвавшееся облако нашатыря

Вот так выглядит готовый кафф

«Рацион старости»: продукты, от которых мы стареем раньше времени

В их число попали и быстрые углеводы. Они не только замедляют процесс метаболизма, но и снижают иммунитет.

  • Главная
  • Блог
  • «Рацион старости»: продукты, от которых мы стареем раньше времени

Ольга Шуппо, научный руководитель «Гранд Клиник», дала комментарий WDAY.RU

Доказано, что неправильное питание или диета могут спровоцировать процесс старения организма. Дело в том, что продукты не только снабжают нас энергией и строительными веществами в виде белков, жиров, углеводов, а также витаминов. Пища способна либо закислять, либо защелачивать организм.

Когда кислот становится очень много, то происходит закисление внутренней среды организма, начинается хроническое воспаление в тканях. Эти процессы являются главными причинами старения. Происходит это следующим образом. При закислении межклеточного пространства внутриклеточные функции клетки начинают снижаться. Клетка гибнет или снижается функциональность ее работы. В разрезе всего организма дисфункция клетки означает старение организма.

Закисление приводит к еще одному результату, приближающему старение. Нарушается работа митохондрий — органелл клеток. Они по праву считаются природными аккумуляторами энергии для человека, снабжая нас энергией за счет кислородного дыхания. Митохондрии начинают переходить на экономный путь метаболизма. В результате энергии вырабатывается мало, страдают процессы детоксикации. Межклеточное пространство окисляется еще сильнее и засоряется.

Простые углеводы. Злоупотребление такими продуктами, как сахар, выпечка и различные сладости. Митохондрии при избытке углеводов переходят на другой тип обмена веществ — это ведет к закислению вокруг клетки. Кислота накапливается в тканях, вызывая хроническое воспаление. При этом возникает спазм микрососудов. В ткани начинает меньше поступать кислорода и питательных веществ, все это еще больше усугубляет гипоксию. Клетка становится «вялой и недееспособной». Тогда мы можем говорить о развитии преждевременного старения организма. Исследования подтвердили: продукты с простыми углеводами способны в течение 6 часов на 50% снизить иммунную защиту организма.

Избыточное потребление фруктов. Повышенное содержание фруктозы ведет к повышению инсулиновой нагрузки, организм закисляется. Это еще одна неочевидная для многих причина, по которой может происходить преждевременное старение организма.

Недостаточный прием воды. Дефицит воды в еде и между приемами пищи вызывает процесс детоксикации. Клетки не омываются, идет накопление токсинов. На фоне хронического воспаления и интоксикации клетка начинает превращаться в стареющую (синисцентную). По мере накопления в организме таких клеток происходит ускорение процесса старения.

Время приема пищи, безусловно, тоже оказывает влияние на преждевременное старение. Промежутки должны составлять не менее 4 часов, а лучше 4–6 часов. При определенной генетике оптимальными могут считаться перерывы до 7 часов. Узнать оптимальный интервал между приемами пищи, чтобы прийти к здоровому долголетию, можно с помощью генетического теста.

Бесплатная консультация со специалистом

Спасибо за обращение!

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Процедуры, применяемые при COVID-19

Шуппо Ольга Андреевна

Руководитель сети клиник GrandClinic. Врач превентивной и антивозрастной медицины.

«Антивозрастная, превентивная медицина стала моей надежной опорой в лечении пациентов. Адаптационные технологии в наших клиниках успешно дополнены и “усилены” знаниями области антивозрастной медицины. Это системный, комплексный взгляд на проблему, позволяющий решить ее на субклеточном уровне. Мы предупреждаем развитие заболеваний, проводим раннюю, “доклиническую” диагностику. И, в итоге, — обеспечиваем пациентам долголетие и улучшенное качество жизни.»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Разработка превентивных мер по предупреждению и лечению хронических заболеваний, основанных на изучении генетики, микробиоты, иммунной системы, гормональных нарушений, а также на ранней диагностике имеющихся нарушений. Онкопревенция. Митохондриальная медицина. Иммунодиетология.

Лазаренко Галина Николаевна

Врач-кардиолог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

«Для создания долгосрочной, комплексной, индивидуальной программы здоровья сердца и сосудов, а также “снижения” биологического возраста моих пациентов, я руководствуюсь здравым смыслом, использую разумное сочетание основ доказательной и профилактической медицины. Использую самые оправданные методы диагностики и лечения, лучшие методики превентивной медицины, способствующие восстановлению собственных ресурсов человека.»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Кардиология и функциональная диагностика. Первая консультация включает функциональные исследования (при необходимости): ЭКГ, Эхо-кардиографию, УЗДГ экстракраниальных сосудов (сосудов шеи). Методики профилактической медицины, способствующие восстановлению собственных ресурсов человека: интервальная гипокси-гиперокситерапия, криотерапия, нормобарическая оксигенотерапия, ксенонотерапия. Основные направления работы: метаболический синдром («смертельный квартет»: артериальная гипертензия, дислипидемия, ожирение, нарушение толерантности к глюкозе); нарушение ритма сердца; нарушение липидного обмена и атеросклероз; повышение артериального давления; ишемическая болезнь сердца; хронический стресс и его последствия.

Галяутдинова Анастасия Олеговна

Член Ассоциации врачей интегральной превентивной и антивозрастной медицины

«PreventAge».Специалист по интервальной гипокси/гиперокситерапии. «Здоровье пациента начинается со здорового партнерства “врач-пациент”, где все действия согласованы, однонаправленны и имеют четко поставленные цели! Поставьте перед доктором задачу — он подскажет Вам решение!»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Консультирование: по всем адаптационным методикам и реабилитационным процедурам клиники с формированием индивидуальных комплексных программ коррекции состояний, направленных, в том числе, на профилактику заболеваний и возрастных изменений организма; по основным дерматологическим заболеваниям с точки зрения системного здоровья, выявления первопричин заболеваний и способов их коррекции. Выстраивание и согласование с пациентом индивидуального плана модификации образа жизни и питания, в том числе на основании генетического тестирования и теста на скрытую пищевую непереносимость ImmunoHealth. Выявление метаболических, витаминных и микронутриентных дисбалансов, рассмотрение способов их коррекции.

Проведение процедур. Ксенонотерапия: подбор индивидуальной дозировки и продолжительности процедуры с целью достижения максимального лечебного эффекта. ИГГТ (интервальная гипокси-/гиперокситерапия): сопровождение и назначение режимов процедур.

Баяндина Марина Робертовна

Врач терапевт, врач интегративной и превентивной медицины
Специализация и услуги в Grand Clinic

Антивозрастная медицина: план индивидуализированного обследования, выявление и коррекция рисков. Подбор индивидуализированного плана питания.
Коррекция состояния с использованием аюрведических подходов. Диагностика на программно-аппаратном комплексе «ВедаПульс». Основные направления работы: хронические заболевания внутренних органов (желудочно-кишечного тракта, ССС и т. д.); метаболические нарушения (лишний вес, гиперлипидемия, повышение мочевой кислоты, коррекция дефицитов и т. д.); железодефицитная анемия; астенический синдром.

Труднева Ольга Владиславовна

Терапевт, врач превентивной, антивозрастной медицины, нутрициолог. Два месяца проработала в «Красной зоне», в госпитале, время первой волны COVID-19, вылечив более 300 пациентов как амбулаторно, так и онлайн.

«Основной принцип моей работы — это системный подход к состоянию человека, в основе которого лежит концепция сохранения здоровья с учетом образа и условий жизни, генетического потенциала, нутритивного статуса, посредством коррекции и профилактики с целью улучшения качества жизни, продления молодости и сохранения активного долголетия.»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Определение явных и скрытых дефицитарных состояний (баланс гормонов, ферментов, биологически активных веществ, белков, жиров, углеводов, а также микроэлементов и витаминов). Коррекция состояний длительного стресса, хронической усталости с помощью недостающих организму веществ, методов адаптационной медицины, аппаратных технологий. Определение ранних маркеров старения (лабораторных, генетических, инструментальных) и рекомендации по их коррекции. Изучение функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта (с помощью исследования микробиоты, биохимических анализов, обнаружения патогенов (бактерий, простейших, грибов, вирусов, паразитов), 16 S секвенирования и других современных тонкочувствительных методов). Ведение пациентов по индивидуальной программе снижения веса. Коррекция питания, физической нагрузки с учетом жалоб и/или желания приобрести определенную физическую форму. Рекомендация эффективных косметологических процедур. Подбор индивидуальных программ восстановления с использованием возможностей клиники (криотерапия, озонотерапия, барокамера, гипокси- гиперокситерапия, ксенонотерапия и т. д.). Назначение нутрицевтической (микроэлементы, витамины, БАДы) и при необходимости медикаментозной поддержки.

Кирсанова Анастасия Олеговна

Врач эндокринолог, врач интегративной и превентивной медицины

Сергеева Анастасия Юрьевна

Врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог с превентивным и нутрициологическим подходом.

Специализация и услуги в Grand Clinic

Планирование беременности. Помощь в восстановлении после родов. Лечение гинекологических заболеваний с комплексным системным подходом к организму. Нутрициология. Витаминотерапия. Гормонотерапия. Лечение гиперпластических процессов, избыточной массы тела, поликистозных яичников, аменореи, бесплодия, эрозии шейки матки, инфекций, дисбактериоза. Малые неинвазивные операции. Восстановительная терапия воспалительных процессов, контрацепция, консультирование беременных. УЗИ в гинекологии. Фолликулометрия.

Мазаев Артур Анварович

Интегративный педиатр с холистическим подходом, создатель безопасного плана вакцинации The Vaccine Friendly Plan.

«Сфера моих интересов в медицине — превентивная, интегративная медицина, нутрициология, генетика, заболевания, ассоциированные с изменением микробиома кишечника, а также конвенциональная педиатрия. Основное мое направление — вакцинация. Я рекомендую использовать для большинства здоровых детей авторский безопасный план The Vaccine Friendly Plan. Этот план уже позволил вернуть многих «антипрививочников» к разумной вакцинации.»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Определение индивидуального плана вакцинации с учетом всех параметров здоровья ребенка и его генетического паспорта. Ведение амбулаторного приема. Динамическое наблюдение детей любого возраста по авторской методике The Vaccine Friendly Plan.

Мишина Светлана Михайловна

Кандидат медицинских наук, врач гинеколог-эндокринолог, маммолог, специалист ультразвуковой и радиотермометрической диагностики.

«В своей работе я применяю РТМ-диагностику — самый безопасный на сегодняшний день, неинвазивный скрининг доброкачественных и злокачественных заболеваний молочной и щитовидной желез. Этот метод превентивен, то есть позволяет задолго до потенциального возникновения заболевания определить его и начать меры по профилактике. Это современная альтернатива маммографии, которая диагностирует только клинические проявления новообразований.»

Специализация и услуги в Grand Clinic

Гинекология. Эндокринология. Маммология (РТМ-диагностика).

Передельская Татьяна Юрьевна

Врач превентивной антивозрастной медицины

Тонкости приготовления искусственной патины на медных сплавах

Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов — патиной. С первой борются. За второй гонятся. Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах — это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами. Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки — декоративное. Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей. На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет. На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.

Но безумство святотатца

Мной уже владеет, видно.

Так и не сумев сдержаться,

Я произношу бесстыдно:

— Памятник, зачем тебе такие большие уши?

— ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!

— Памятник, зачем тебе такие большие руки?

— ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!

— Памятник, зачем тебе такие большие зубы?

Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»

В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.

По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств — это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки. Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.

Само патинирование выглядит примерно так — с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.

Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.

Что было использовано в работе.

Инструменты.

Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.

Материалы.

Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.

Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.

А гипертоник в тайне от врача

Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек

Он бегал по больнице хохоча,

Будил больных — вот настоящий наслаждения источник.

Манго-манго «Источник наслаждения».

Способ, подсмотренный у стимпанкеров — чернение насыщенным раствором растворимого же кофе. Строго говоря, способ не совсем химический — реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.

Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.

Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления.

После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.

Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.

После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.

Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.

Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.

Способ «патинирования» чудо как хорош — чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак — можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим — например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.

Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов.

Серная мазь

Цвета: От светло коричневого до черного.

Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.

Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.

— Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос СuSО4 • 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99° С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

— Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

— Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.

600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.

— для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.

Ну и наконец, классика жанра — «серная печень». Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус — готовить его (печень от слова — «печь») следует на открытом воздухе.

Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.

Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.

Поташ — карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит — тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками. Кальцинированная сода довольно гигроскопична, и если предполагается хранить ее долго, лучше пересыпать из картонной коробки в герметичную тару — так она останется порошком, а не обратится в твердые куски.

Отмеряем, компоненты, тщательно перемешиваем. Для более точного «дозирования», горку у ложки следует снимать палочкой.

Для спекания придется пожертвовать консервной баночкой. Грел на туристической газовой плитке, сунул все это в ведро, чтобы сильно ветром не задувало.

Процесс идет, выделяется не дым, но газ, сернистый. Не дай бог вдохнуть — глаза на лоб вылезают, поэтому держаться подальше, с наветренной стороны, приближаться, задержав дыхание.

Все как будто бы прореагировало, выключаем нагрев, даем остыть.

Выковыриваем, что выковыривается, ссыпаем кусочки в баночку с широким горлом и плотной крышкой, непременно подписываем.

Водяной раствор серной печени, перед патинированием стоит подогреть до